Меню

Реставрация старого велосипеда своими руками

Реставрация велосипедов

9 минут Автор: Михаил Скворцов 2003

restavraciya vel

В самом широком смысле слова реставрация – это возвращение предмету прежних свойств, ну или же возвращение его к жизни. У многих в гараже или где-нибудь еще, может, пылятся старые велосипеды советских времен, которые могут быть даже старше самих хозяев. С виду это обычное барахло, но зато сколько истории в нем таится. Идея отреставрировать старого железного коня приходит в голову умельцев с целью вдохновения в него второй жизни и сделать его вновь пригодным к покатушкам. Тем более последнее время просматривается мода на раритетные модели велосипедов.

Реставрация велосипеда – а стоит ли?

Нередко встречаются такие люди, которые любят «воскрешать» старинную технику. Это могут быть раритетные автомобили, мотоциклы, швейные машинки и многое другое, причем велосипеды не исключение. Кто-то делает это только для того, чтобы восхищаться конечным результатом, кто-то зарабатывает этим на жизнь, а кто-то с целью дальнейшего использования этой техники. В принципе цель не столь важна, как сам процесс.

Реставрация исторического велосипеда – процесс очень трудоемкий и кропотливый. Скорее всего, результат будет того стоить, но все же следует приготовиться к тому, что это занятие может отнять не один месяц. Если есть определенная тяга к конкретному велосипеду, причем речь идет даже не об определенной модели или марки, то, конечно, можно расстелить газетки в углу комнаты и приступать. Если же просто нужен велосипед для покатушек, то лучше выбросить или сдать на металлолом старого коня и с чистой совестью и без заморок купить себе нового. Получается, что новый велосипед будет намного экономичней в плане затраченных сил и, возможно, даже денег, но в нем не будет того духа, который есть в олдскульном, например, советском Туристе.

Браться за реставрацию велосипеда следует только в том случае, если соблюдается пара важных условий: нужен конкретный велосипед, который дорог в духовном плане, или же это антиквариат, и наличие минимальных технических навыков в работе с велосипедами или, другими словами, прямых рук. Если же желание, умение и уверенность в положительном исходе своей работы слились в одном сосуде, то можно смело приступать к работе.

С чего начать?

После того как исходный материал в виде старого велосипеда найден, заряд позитивным настроем на работу получен, то можно приступить к планированию дальнейшей работы. Прежде всего, следует определиться с фронтом работы. Другими словами, оценить уже имеющийся байк и представить, что от него требуется. Желательно перенести свое воображение на бумагу, хотя бы касательно серьезных конструктивных изменений.

Не следует сильно уродовать ретро-велосипеды современными обвесами, ведь тогда теряется сам смысл реставрации. Конечно, каждый ставит перед собой определенные задачи, но все же следует помнить, что портить классику – это неуважительно к технике.

Следующим этапом подготовки является работа с калькулятором. Следует прикинуть примерные затраты на весь процесс реставрации. Если же все детали необходимо просто отмыть от грязи и ржавчины, то можно считать, что повезло, в противном случае воскрешение железного старичка может занять много сил и времени. Многие детали даже к советским велосипедам сейчас найти очень тяжело. Возможно, придется выложить немалые деньги за различные составляющие велосипедов.

Желательно заранее подтянуть свои знания по велосипедам и взаимодействию различных частей и механизмов. Хоть ремонт лисапеда – это не ремонт вертолета, но свои хитрости и тонкости тоже имеются. Желательно найти себе товарища, который сможет в случае чего протянуть руку помощи с необходимым инструментом. На первых шагах начинающий реставратор и представить себе не может, сколько различных инструментов может понадобиться в процессе ремонта. Следует помнить, что самопальными ключами можно повредить редкие и дорогие детали велосипеда.

Перед реставрацией велосипеда лучше приобрести или одолжить следующие инструменты:

Творческий подход к реставрации

Если целью реставрации является удивить окружающих и заставлять каждого прохожего оборачиваться, то понадобится проявить творческую жилку в процессе реставрации. Есть такие умельцы, которые из старого велосипеда умудряются сделать прямо-таки произведение искусства. Можно увидеть и Аисты, переделанные под байкерские мотоциклы, и Туристы в виде различных животных.

В таком случае уже о практичности речи и не идет, а весь упор идет на внешний вид и эпатаж. Такой подход потребует, пожалуй, максимальных вложений.

К каким трудностям готовиться?

Первое с чем, скорее всего, придется столкнуться в реставрации старинных моделей – это отсутствие необходимых деталей на рынке. Придется потратить немало времени на их поиски на блошиных рынках или барахолках. В крайнем случае можно всегда обратиться к умелым фрезеровщикам, токарям и другим мастерам, которые смогут помочь в изготовлении или подгоне тех или иных деталей. В первую очередь речь идет о трансмиссии, которая использовалась еще в прошлом веке.

Не стоит тратить все свободное время на это занятие. Надо сразу настроить себя, что реставрация – это продолжительный и размеренный процесс, который не терпит суеты. Не стоит целыми днями просиживать рядом со своим старым другом, ведь в таком случае на середине пути может и резко надоесть. Если же все делать сбалансированно, то внутреннего заряда хватит до самого конца.

Рассчитанный бюджет может выйти за рамки практически в самом начале. Многие говорят, что конечную сумму следует умножать на полтора, особенно это касается различных ремонтов не только велосипедов. Непреднамеренные расходы могут вылезти из любого места. Может случиться так, что в ходе реставрации обнаружится латентная поломка, которая не была заметна в самом начале.

Какие детали лучше заменить сразу

Безусловно, есть такие составляющие, которые могут испортить весь внешний вид всего раритетного велосипеда, но есть и те, которые лучше заменить на современные сразу. В первую очередь это касается всех расходников.

Читайте также:  Полувальмовая крыша двухскатная своими руками

Если речь идет о совсем старом велосипеде, то цепь, скорее всего, придется выкинуть, либо отмачивать в растворителе очень длительное время. В любом случае немногие смогут увидеть подвох, да и к тому же это будет безопаснее.

Все винтики, шурупчики и гайки тоже желательно поменять. Дело в том, что старые болты могут легко раскрошиться в самый неподходящий момент. Это не сулит ничего хорошего велосипедисту.

Покрышки, если и сохранились, то, скорее всего, уже все высохшие и потрескавшиеся. Как-либо восстанавливать их крайне не рекомендуется, поскольку былую прочность уже не вернуть. Лучше всего купить новые, тем более размеры обедов с прошлого века практически не изменились.

Если седло было выполнено не из дерева, а из резины, то его, скорее всего, постигла та же участь, что и покрышки. Только в этом случае замена седла может сильно подпортить внешний вид конечной модели. Лучше его подштопать и подкрасить. Например, советские седла были довольно долговечные и качественные.

Главное – поставить велосипед на ноги

Перед тем, как приступать к усовершенствованию велосипеда путем обвеса его всяческими дополнительными плюшками, необходимо проверить его функциональные возможности. Главное – не забывать, что основной целью реставрации является возвращение велосипеда к былому состоянию. Это значит, что не должно быть никаких люфтов, зазоров и необоснованных скрипов.

Иногда лучше сразу обратиться к специалисту

Безусловно, далеко не каждая веломастерская возьмется за ремонт аппарата прошлого тысячелетия, но поискать можно. Возможно, какой-нибудь гаражный мастер старой закалки найдет в реставрации старого велосипеда спортивный интерес и выполнит свою работу даже лучше профессиональных мастеров. Если нет уверенности в своих силах, то лучше довериться профессионалу, ведь неправильными действиями можно нанести вреда больше, чем пользы.

Подводя итоги, следует все же обратить внимание на то, что реставрация велосипеда редко когда бывает оправдана. К таким мерам следует прибегать только в том случае, если необходим конкретный велосипед, который близок Вашей душе. Перед началом следует обязательно взвесить свои силы, в том числе волевые и материальные, ведь реставрация очень продолжительный и затратный процесс. Скорее всего, выгодно будет обратиться к какому-нибудь мастеру, чем браться за это дело самому.

Источник

Как улучшить советский велосипед (реставрация велосипедов)

modernizaciya0

Перед тем как начать апгрейдить советский велосипед необходимо выяснить подойдет ли его крепление под новые вилки, дисковые тормоза и остальные детали. Также следует знать, что если велосипед оснащен трещоткой и стальной рамой, то кассету на него установить не получится. А вот если все его параметры подходят под новые детали, то приложив максимум усилий можно сделать хороший тюнинг советского велосипеда и сконструировать современную модную модель.

Реставрация старого велосипеда или покупка нового

Целесообразность реставрации зависит от предполагаемых сфер применения. Если в прерогативе катание по пересеченным местностям, надежность и комфортность езды, скоростное передвижение и бездорожье, то лучше вложиться в новый транспорт.

А вот любителям старины можно сделать тюнинг ХВЗ, с учетом того что катание будет производиться только в городских условиях и по асфальтированным дорожкам.

Поверхностные отделки

Внешняя оболочка велосипеда является одной из важных составляющих апгрейда: устанавливаются новые шины, перекрашивается рама, добавляются аксессуары.

Для покраски необходимо вначале полностью разобрать велосипед и снять раму. После этого приступить к самому окрашиванию:

Детали рамы и вилки окрашивается отдельно, отличительные знаки наносятся трафаретом или наклеиваются.

modernizaciya1

Также отдельно подготавливаются и прокрашиваются ободья колеса. Чтобы предотвратить попадание краски на втулку и спицы их следует обмотать полиэтиленом.

Аксессуары для тюнинга:

modernizaciya2

Световой тюнинг актуален при катании вечером и ночью:

Техническая модернизация

Для апгрейда советского велосипеда необходимо установить современные:

Установка шифтера

Шифтер (каретка) представляет собой главный узел в системе передач. Идентичные советскому стандарту модели не выпускаются, поэтому подбирается картриджная деталь.

Для установки каретки следует:

Установка вилки

Переборка старой вилки включает в себя замену или очистку и смазывание всех внутренних деталей, после этого она устанавливается обратно.

Руль менять не обязательно, даже проржавевший можно хорошо отчистить и покрасить, но при желании подбирается новый руль с учетом предполагаемого типа езды.

После замены первоначальных элементов обновляется тормозная система: самый оптимальный вариант – v-brake, для его установки потребуется сварочный аппарат: на вилку необходимо наварить специальные насадки.

Не обязательно зачищать старую вилку – можно купить новую жесткую вилку среднего класса. Замена вилки позволит безбоязненно кататься по сложным участкам дорог.

Замена трансмиссии

Плохое переключение передач может значительно ухудшить езду на велосипеде. Для повышения качества езды следует грамотно настроить трансмиссионную систему. Если предполагается покупка трансмиссии, то следует акцентировать на задний переключатель, он должен быть хорошего качества. Часто четкость переключения зависит от шифтеров (манеток) поэтому следует также внимательно подходить к выбору манетки, обращая внимание на технические характеристики, а не низкие цены.

Переключатель на передней стороне велосипеда, как правило, требует меньше усилий, одноразовая настройка системы позволит долгое время беспрепятственно работать.

Целиком замена системы осуществляется только по желанию, если нет цели облегчить вес велосипеда, то ее можно оставить.

modernizaciya3

Замена колес

Выбирать колеса лучше с двойным ободом, так как они характеризуются длительным сроком эксплуатации. В идеальном варианте устанавливаются 28 дюймовые колёса с двойным ободом. Некоторые советские велосипеды сразу оснащаются колесами с тормозной втулкой. Если нет посадочных мест, то колеса устанавливаются на предварительно наваренные места посадки.

Если советский велосипед был скоростным, например: Старт Шоссе, то тюнинг необходимо производить с заменой переключателя и манетки. Самостоятельная замена системы не представляет труда, главное выбрать подходящие детали. На советские велосипеды легче устанавливаются трещотки, но на такие модели как Старт-Шоссе и Турист можно подобрать кассеты.

Читайте также:  Поклейка обоями потолка своими руками

Замена шин

Резина должна соответствовать катанию, поэтому при езде по болотистым местам, лесам и грунтовым дорогам желательно приобрести шипованные покрышки. Хорошие покрышки стоят немалых денег, но это полностью оправдывается последующим комфортным катанием по бездорожью.

Педали

Для комфортной езды лучше приобрести контактные педали, самый практичный вариант продается под маркой Shimano V540. Эта марка будет особенно актуальна, если вес велосипедиста не достигает 80 кг. Педали Шимано имеют отличный внешний вид, жесткость крепления, легкость сцепления и не зависят от степени загрязнения трассы и шипов.

Популярный велосипед Турист с тюнингом может обойтись как в крупную, так и в незначительную сумму, все зависит от мастерства и фантазии велосипедиста, а также от технических характеристик первоначальной модели. Основные детали для апгрейда — это амортизация, тормоз, покрышки и трансмиссия, все остальное меняется по желанию, и особых изменений в комфортности езды не приносят.

Источник

Опыт эксплуатации и модернизации дорожного велосипеда

1583433331 1 03 2020 1

Посмотрев рубрику про велосипеды на Usamodelkina.ru, я обратил внимание, что никто не обращает внимания на модернизацию старых велосипедов. Так как у меня имеется опыт модернизации старого велосипеда, я решил поделиться опытом модернизации и эксплуатации старого дорожного велосипеда. От велосипеда, выпущенного в начале прошлого века, остались рама, вилка и переднее колесо. Все остальное покупалось по мере необходимости.

На велосипеде жены установил усиленное заднее колесо. Толщина спицы у него 3 мм.

Рама у самого старого оказалась легче, да и прочнее, как показало в последствии время. Работает эта велосипедная рама у меня тридцать лет, да и до девяностых я думаю не меньше она «проходила». Дорожный велосипед с одной скоростью считаю рабочим, а современные велосипеды с несколькими скоростями – « для покататься».

Я передвигаюсь на своём велосипеде фактически ежедневно с ранней весны до поздней осени на дачу и с дачи. Катаюсь на велосипеде не один, с женой. Так вот. Один велосипед пришел в негодность. Разрушилась рама. Пришлось купить новый. А через некоторое время пришлось менять на нем вилку.

При эксплуатации основные проблемы создавали следующие узлы:
— педальная ось с подшипниками с деталями крепления их к раме,
— шатун без звездочки в месте его крепления к педальной оси с помощью клиньев.

Родная ось была изношена, подшипники держались около месяца. Купил новую ось в магазине и подумал, что я решил проблему. Через два месяца эксплуатации приходилось менять эту «новую» ось на старую «родную» ось, поэтому мне не хотелось брать в магазине такую же ось. Покупал ось другого производителя. Но менять старое на новое мне пришлось несколько раз. Как я понимаю, у нас, а может быть в Китае, совсем забыли о закалке и цементировании стали. Поэтому мне экономически выгоднее было менять подшипники и ездить с родной осью. Пришлось купить запасных подшипников с запасом. Покупал даже набор: ось, чашки каретки, подшипники.

1583433480 48

Правая чашка каретки с большим износом.

Открутить правую чашку каретки можно рожковым ключом номером 36.

1583433371 20

Правая чашка каретки и рожковый ключ номером 36

Узел крепления педальной оси с шатунами педалей с помощью клиньев оказался тоже проблемным по тем же причинам. Металл клиньев казался пластилиновым. Проблему отчасти решили шатуны с креплением на квадрат и ось под них.

Год назад увидел я в магазине набор для модернизации.

1583433370 1 03 2020 2

Поискал производителя в сети. Нашел. Чертежа там не нашел. Набросал чертеж. Прошу отнестись с пониманием. Чертил последний раз давно. Пригодился наконец мне штангенциркуль.

1583433702 chertezh1

Подшипники из набора имеют маркировку 6202Z. В СССР тоже был подшипник с маркировкой 6202Z. Но эти подшипники разные.

1583433743 chertezh2

Чертеж 2 В середине подшипник из СССР.

1583433737 chertezh3

Чертеж 3 В середине подшипник из СССР.

На фотографии выше я посчитал количество полных витков. Их оказалось 12.
Резьба на подшипниках метрическая М35х1, не гостовская.
Измерил я также размеры нашего подшипника 6202Z.
Диаметр нашего подшипника равен 35,1 мм. Ширина подшипников из набора равна 10,75 мм. Диаметр внутреннего отверстия равен 15, 05 мм.

1583433377 29

Модернизированный «семейный» ключ.

Хотел найти про запас болт. Походил по магазинам, но не нашел.

1583433409 41

Диаметр болта – 7,85 мм. Длина резьбы 14,9 мм.

1583433406 44

Болт с подшипником.

Установил набор для модернизации. Пришла дачная весна, лето и осень 2019 года.

1583433512 65

1583433346 77

Эксплуатация выявила несколько недостатков нового узла.

Откручивается левый болт. Стал применять фиксатор резьбы MANNOL 9927 Fix-Gewinde.
Но это решение работает не на 100%. Пришлось возить с собой торцовую головку на 14 мм.

1583433442 39

Мобильное решение для подтягивания левого болта.

Разбивается также посадочное отверстие левого шатуна.

1583433388 26

Для демонтажа шатунов приобрел съёмник.

1583433388 041

Съёмник для демонтажа велосипедных шатунов с педальной оси.

Планирую купить дорогой набор шатунов, дорогую цветную цепь, покрасить раму.
Есть такие наборы педальных шатунов, что стоят дороже двух колес в сборе.
Можно еще попробовать вместо каретки поставить картридж, но не уверен, что установится.

1583433403 36

1583433411 37

Буду рад, если мой опыт поможет модернизировать Ваш велосипед.
Удачи!

Источник

Ремонт велосипеда: Как восстановить старый велосипед

Основные вопросы, рассмотренные в статье:

Как и любая, достаточно долго сопровождавшая вас вещь, старый велосипед несёт за собой кучу воспоминаний. Каждая царапина и каждый скол на раме что-то значат для вас. Но со временем его компоненты изнашиваются и катание начинает приносить трудности, а не удовольствие. Сегодня мы расскажем, как вдохнуть вторую жизнь в ваш старый велосипед.

Новая резина

Когда вы последний раз меняли покрышки? На них есть порезы или надорванные шипы? А может они уже похожи на полу-слики? Помимо очевидных признаков износа сама резина дубеет со временем, что ухудшает сцепление и вашу уверенность в поворотах и на торможении.

Читайте также:  Промывка пластинчатого теплообменника своими руками

Если вам постоянно не хватает зацепа в поворотах, то может стоит попробовать более широкие покрышки? Прогресс не стоит на месте и покрышка шириной 2.25” уже не выглядит чем-то из ряда вон выходящим, даже на дорожном или кантрийном велосипеде.

get that new bike feel home wrench dave rome 5 1456459671958 1d6zjpuesbltc 800 90

Неплохой идеей будет заменить камеры и проверить как поживают флиперы (лента, скрывающая отверстия для ниппелей во внутренней части обода), возможно частые проколы случаются из-за них.

Так же проверьте ваши тормозные колодки. Старые, изношенные колодки плохо тормозят и могут испортить ваш обод/тормозной диск.

Грипсы, седло и педали

Обратите внимание на основные точки контакта с байком, ведь именно через них вы взаимодействуете с байком и получаете от него обратную связь.

Грипсы со временем изнашиваются, рвутся и становятся липкими, а грязь уже не отмывается от них. Браться за них – малоприятное занятие, да и изношенные грипсы плохо гасят вибрации. Замените грипсы на что-то новое и более продвинутое, у нас есть отличная статья про выбор грипс.

get that new bike feel home wrench dave rome 7 1456459671965 9wi1k77bbmh6 800 354

Как бы странно это не звучало, но сёдла тоже изнашиваются. Покрытие стирается, а пена и каркас седла теряет старую упругость и форму. Если вам было удобно со старым седлом, то ищите похожую замену для него. А если вы испытывали некий дискомфорт во время езды, то почему бы не подобрать себе что-то более подходящее?

На педали тоже стоит обратить внимание. Если они люфтят, то стоит произвести небольшой сервис. Шипы на них тоже изнашиваются и сцепление становится не таким хорошим. А если вы всегда хотели попробовать контактные педали, то может это самое время настало?

Рубашки и тросы – это вены вашего велосипеда

Старый, изношенный, растрёпанный трос и забитая грязью рубашка, как и забитые артерии, это не очень хорошие новости. Если рубашки и тросы изношены, то независимо от того, как вы настраиваете свои тормоза и переключатели, чёткости и точности работы будет практически нереально добиться.

Мы рекомендуем не использовать дорогие тросы со специальным покрытием. Лучше пользоваться качественными бюджетными тросами и рубашками, но менять их чаще. Так замена троса и рубашки обойдётся вам в небольшую сумму, однако ощущения от переключения и торможения изменятся кардинально! О том, как проверить и заменить трос переключения мы уже писали.

get that new bike feel home wrench dave rome 3 1456459671950 debtq6niad0w 800 354

Для тех же, кто использует гидравлические тормоза, мы рекомендуем заменить тормозную жидкость. Чаще всего внутри таких тормозов работает тормозная жидкость DOT, а она очень хорошо накапливает влагу (гидрофильна). При этом сама тормозная жидкость меньшей плотности, так что влага собирается прямо в калипере и после торможения влага «вскипает» гораздо быстрее, чем тормозная жидкость. А вскипевшие тормоза не тормозят от слова совсем. Если же вы используете тормоза на минеральном масле (Shimano, Magura), то они меньше подвержены скапливанию влаги (гидрофобные), но всё равно жидкость в них стоит периодически менять.

Как поживает цепь и трансмиссия?

Уже много слов было сказано по поводу износа и чистоты цепи, да и трансмиссии в целом. Всегда поддерживайте трансмиссию в чистоте и смазывайте её правильной смазкой. Ознакомьтесь с нашими статьями:

get that new bike feel home wrench dave rome 2 1456459671944 6fr8fup95wq3 800 354

Если вы заметили значительный износ всей трансмиссии, то это отличный повод заменить её полностью, так как заменой одной цепи тут не отделаться. Попутно можно подумать какое передаточное соотношение звёзд вам подойдёт. Если вас всё устраивало на 36т спереди и 11-23т сзади, тогда смело меняйте звёзды на аналогичные. Если же скорость на прямиках вас устраивала, а вот некоторые горки давались вам тяжко, то может стоит задуматься над 11-28т сзади?

Подшипники

Если вы не видите подшипники, это не значит, что они не требуют вашего внимания. Удивительно, насколько могут улучшить накат хорошие подшипники. Отличной новостью является то, что большинство подшипников унифицировано и найти подходящий для вашей втулки не составит труда.

get that new bike feel home wrench dave rome 4 1456459671954 10gjvmxw0ead6 800 354

Подшипники в рулевой тоже не должны оставаться без внимания. Зачастую причина прихода их в неисправность является люфт или чрезмерная затяжка подшипника. О том, как следить за рулевой мы уже писали.

Отличной идеей будет проверить как поживают подшипники в каретке, если вы уже сняли шатуны. В целом – старайтесь проверять и менять смазку в подшипниках каждые 3-6 месяцев.

Подвеска

Когда в последний раз вы проводили сервис подвески? Не помните? Масло внутри вашей вилки или амортизатора постепенно деградирует и качество их работы ухудшается. Помимо этого, игнорирование сервисных интервалов может привести к значительному износу башингов и защитного покрытия на ногах и штоке. Если до этого дойдёт, то на ремонт могут потребоваться серьезные деньги, а может вилку или амортизатор придётся вовсе заменить.

Service your suspension img 5401

Различные производители рекомендуют свой межсервисный интервал, проще всего узнать его длительность, заглянув в мануал. Его легко можно найти в интернете по номеру модели. Обычно он указан в часах, и колеблется в районе 50-100 часов, но пусть вас это не пугает. Это часы катания, то есть время, которое проработала вилка или амортизатор. Если вы катаетесь 2 часа в день, 5 дней в неделю, а это достаточно много, то за месяц вы накатаете 40+ часов. В любом случае масло стоит дешевле, чем новые вилка или амортизатор.

Помочь в нелегком деле поможет очистка пыльников от грязи. Каждый раз после катания при помощи чистого кусочка ветоши удаляйте с пыльников накопившуюся грязь. Это не только поможет продлить их срок службы, но и уменьшит количество попадающей внутрь грязи, а также сохранит качество работы подвески.

Итог

Всё вышесказанное в каждом из пунктов неоднократно проверено множеством райдеров. Вы можете выполнить один пункт или подойти к делу комплексно и вдохнуть новую жизнь в старый велосипед!

Источник

Adblock
detector