Что такое и где применяется рым-гайка?
Пожалуй, одним из самых распространённых крепёжных элементов считается рым-гайка. Стоит отметить, что на рым-гайку не существует ГОСТов в Российской Федерации. Однако имеется мировой стандарт DIN582.
Большинство технических специалистов представляют себе, как выглядит рым-гайка. Но далеко не все знают значение приставки «рым».
Происхождение рым-гайки
Прежде всего, необходимо описать, что гайка представляет собой. Гайка – это крепёжный элемент, который обладает резьбой и может создавать надёжные соединения в сочетании с болтом, шпилькой или винтом.
«Рым» же в переводе с нидерландского языка означает «кольцо» (дословно). Следовательно, в сочетании мы получаем крепёжный элемент, который представляет собой кольцо со строенной гайкой.
В основании кольца располагается резьба. Какой она будет, строго говоря, не имеет значения:
Большим плюсом рым-гайки является то, что её можно затягивать без помощи специальных гаечных ключей.
Кольцо, выполненное из стали способно выдерживать колоссальные нагрузки. Именно по этой причине, произведённые рым-гайки должны соответствовать международному стандарту качества.
Конструктивный материал для рым-гайки
Как уже было сказано выше, рым-гайка должна выдерживать большие нагрузки. Исходя из этого, конструктивный материал должен быть удобен в обработке (для организации дешёвого массового производства).
Таким материалом можно считать конструктивную углеродистую аустенитную сталь. Она остаётся прочной, даже при воздействии достаточно высоких температур. Однако, несмотря на выдающиеся технологические характеристики, обладает весьма доступной стоимостью.
Однако безоговорочным лидером среди материалов для рым-гайки является высоколегированная нержавеющая сталь. Она не только прочна, но и упруга. Кроме того, обладает свойствами, которые помогают эффективно бороться с коррозией (главным врагом любого конструктивного элемента).
Рым-гайка диаметра 20 мм способна поднять груз более одной тонны.
В видео расскажут и покажут, что собой представляет обыкновенная конструктивная рым-гайка:
Рым-гайка DIN 582 в разных отраслях промышленности
Эта деталь своим внешним видом напоминает кольцо с нарезанной резьбой. Рым-гайка DIN 582 определяется диаметром резьбового отверстия. Область применения таких деталей весьма обширна. Эти изделия можно увидеть в машиностроении, погрузочных работах, при строительстве многотоннажных судов. Нашла применение такая оснастка и в строительной отрасли. Для защиты от появления коррозии поверхность детали покрывают цинком.
Конструктивные особенности изделия
Для создания мощной затяжки винтового крепления необходимо, чтобы рычаг воздействия был более мощным. Для этого к обыкновенной гайке приварили стальное кольцо. В результате появился новый вид крепёжного изделия. Эта идея впервые была воплощена в жизнь за рубежом. Изделия стали широко применяться в России для различных отраслей промышленности.
Все технические характеристики рым-гайки регламентируются европейским стандартом DIN 582. Действующий ГОСТ 22355–77 определяет только размер шайбы, которая дополняет метиз. Отличительной чертой этого крепежа является кольцо, расположенное под 90 градусов относительно основной плоскости.
Необычная конструкция позволяет закрутить гайку намного сильнее, чем гаечным ключом. Именно для этого существует кольцо, в которое вставляется металлический прут, выступающий в роли большого затягивающего рычага. Изделие М12 способно свободно выдержать груз весом 340 кг. Если расположение груза будет под углом 45 градусов, максимальный вес уменьшается на 100 кг.
Материал для изготовления
Чтобы оснастка смогла выдерживать большие нагрузки, её изготавливают из специальной конструкционной стали, предназначенной для производства:
Специально для агрессивной среды изделие изготавливают из нержавеющей стали или специальной кислотоустойчивой стали А4.
Отлично зарекомендовала аустенитная сталь с большим количеством углерода. Она способна работать при любой температуре, не боится больших динамических нагрузок.
Технологические параметры, регламентируемые DIN
Простая конструкция ещё не говорит о том, что изделие не имеет определённых эксплуатационных проблем. Подбор этой оснастки должен проводиться в соответствии с технической документацией. Малейшее несоответствие может привести к разрушению всей конструкции.
При изготовлении детали производитель обязательно выдерживает несколько важных параметров:
Важнейшим параметром является резьба детали. Она выдерживается в строго определённых значениях. Эти параметры находятся между собой в конкретном соотношении, для получения максимальных возможностей крепежа.
Маркировка изделия DIN 582
В обозначении обязательно указывается внутренняя резьба — Мх. То есть рым-гайка, с маркировкой М8, соответствует стандартной метрической резьбе — М8. Прописывается внешний диаметр кольца. Для М8 он составляет 20 мм. Грузоподъёмность — 140 кг. При угловом положении груза, она уменьшается в три раза.
Чтобы правильно подобрать требуемую рым-гайку, необходимо обратиться к специальным таблицам, которые показывают полную характеристику изделия, учитывают его параметры и грузоподъёмность.
Область применения гаек
После приварки к обыкновенной гайке специального кольца конструкция стала более совершенной. Увеличился рычаг воздействия и сила закручивания. Обновлённая система дала возможность эксплуатировать рым-гайку DIN 582 в различных промышленных сферах. Теперь она прекрасно сочетается с любым болтом или резьбовым стержнем.
С помощью кольца можно осуществлять фиксацию такелажных приспособлений. К таким гайкам, установленным на поверхности земли, с помощью талрепа, крепится натянутый трос. Рым-гайку часто применяют для буксирования тяжелой техники, также она применяется при сборке сложных деталей.
Некоторые опасения вызывает несущая способность этой оснастки. Однако, чтобы не возникало никаких проблем, необходимо правильно подбирать грузоподъёмность изделия. Большие габариты оснастки могут ввести в заблуждение.
Нужно всегда помнить о направлении нагрузки. Она не должна быть направлена на излом.
Основные преимущества метизной оснастки
Благодаря кольцу, расположенному перпендикулярно относительно плоскости гайки, изделие получило ряд существенных преимуществ. Основным достоинством этой конструкции считается возможность применения большой силы для закручивания гайки в сравнении с обыкновенным гаечным ключом.
Технологические характеристики такого приспособления намного выше обыкновенной гайки. Стальное кольцо даёт возможность применять высокие нагрузки.
Это приспособление, благодаря хромовому покрытию, обладает высокой устойчивостью к появлению коррозии. Его можно свободно эксплуатировать в агрессивной среде.
Рым гайка (DIN 582) – зачем понадобилось крепить кольцо?
Для удобства завинчивания крепежей постоянно создается множество приспособлений, и одно из них – рым-гайка (DIN 582). Мы поговорим обо всех особенностях элемента, узнаем о технических требованиях к нему, а также расскажем, почему ГОСТ 22355-77 ошибочно ассоциируют с этим крепежом.
1 Особенности конструкции рым-гайки
Чтобы покрепче затянуть винтовое крепление, было решено увеличить рычаг воздействия, этому помогло кольцо, которое приварили к обычной гайке. Так появился и потом успешно прижился новый тип крепежа. Возникновение идеи такого элемента произошло не на нашей территории, несмотря на его широкое применение у нас сейчас (рым-гайка М16 используется во многих областях, начиная от быта и заканчивая промышленностью и машиностроением).
Это как раз объясняет тот факт, что регулирующего ГОСТа на него нет, зато есть достаточно авторитетный аналогичный документ европейского пера – DIN 582. И хотя часто вы увидите ГОСТ 22355-77 в сочетании с названием этого крепежа, но в этом документе описываются размеры шайб, которыми хорошо дополняется рым-гайка (DIN 582). Откуда же появилось такое название? Приставка «рым» в переводе означает кольцо. Крепеж, о котором идет речь в нашей статье, имеет отличительную особенность – кольцо, расположенное перпендикулярно его плоскости. Причем, рым-гайка М8 будет иметь резьбу, соответствующую простой детали такой же маркировки.
Особенность полученной конструкции в том, что ее легко завинтить с куда большей силой, чем при использовании обычного гаечного ключа. В этом нам поможет кольцо, которое прочно соединено с основанием, в него вставляют прут, за счет чего и получается большой рычаг для затягивания. Затем его можно использовать и как петлю для навесных креплений. Если придерживаться требований по грузоподъемности, то проблем возникнуть не должно. Например, рым-гайка М12 способна выдержать 340 кг и на 100 кг меньше, если нагрузка будет приходиться под углом 45°.
2 За какими данными стоит заглянуть в аналог ГОСТа – DIN?
Обывателю может показаться, что простота конструкции исключает какие-то эксплуатационные проблемы. Но подбирать изделие следует только согласно параметрам, указанным в технической документации. Ведь при малейшем несоответствии характеристик мы поставим под угрозу достоверность таких важных показателей, как рабочая нагрузка или даже предел разрушения.
Производитель обязуется соблюдать угол наклона кольца к плоскости шайбы, его диаметр, внутренний и внешний, а также его толщину. Также важно не забывать и о самой резьбе гайки. Для нее стандартизованы такие параметры, как толщина, внутренний и внешний диаметр. Измеряют еще и общую высоту изделия. Все эти параметры скомбинированы в определенном соотношении, чтобы рабочие возможности крепежа были максимальны, и сведены в простую, с первого взгляда, маркировку.
Каждая рым-гайка (DIN 582) обозначается по номинальному внутреннему диаметру резьбы простым шифром Мх, где х – это миллиметры. Так, рым-гайка М8 имеет внутренний диаметр самого крепежа, соответствующий метрической резьбе М8. Внешний диаметр – 20 мм. Размеры кольца – 20 и 36 мм по внутренним и внешним краям соответственно. При этом грузоподъемность изделия составляет 140 кг. Если нагрузка будет под углом, то последний параметр следует снизить на треть.
Также их длина не должна превышать 1/4 витка. Все изделия проходят испытания на нагрузку, определение твердости и коэффициента закручивания. Правила приемки более подробно описаны в общем для всех крепежей ГОСТе 17769-83. Для каждого испытания отбирается по 5 изделий одного вида. Масса элементов зависит от их размера. Если сравнить, каким весом обладает рым-гайка М10 и следующий в таблице типоразмеров крепеж, то в первом случае масса 100 штук составит 0,11 кг, а во втором это значение достигнет 0,18 кг. А вот рым-гайка М16 имеет еще больший вес, и масса 100 штук таких изделий составит уже 0,28 кг.
Неважно, необходима вам рым-гайка М12 либо иной типоразмер, в любом случае изделие обязано выдержать указанные нагрузки, поэтому металл, из которого оно сделано, должен быть высокого качества и соответствовать ГОСТу. Углеродистая аустенитная сталь обладает прекрасными характеристиками. Она выдерживает высокие и низкие температуры, ей не страшны динамические нагрузки, и все это в сочетании с относительно низкой стоимостью. Также для изготовления такого типа гаек используют легированные марки сталей. Правда, часто цена этих сплавов достаточно велика. А вот чтобы рым-гайка М8 или резьбой побольше обладала отличной коррозионной стойкостью, ее поверхность покрывают слоем цинка. Эта обработка также положительно сказывается на внешнем виде изделия.
3 В каких сферах используется рым-гайка?
За счет усовершенствованной конструкции рым-гайка (DIN 582) имеет весьма обширную сферу применения. Мы можем не только составить достойную пару болту, шпильке, винту, в общем любому стержневому резьбовому метизу, но и использовать кольцо в качестве петли для фиксации такелажных приспособлений или растяжек. Нередко можно встретить натянутый трос, который через талреп любого вида прикреплен к такому типу гайки, установленной на уровне земли. Успешно используется она также в креплениях при буксировке и на большом количестве сборочных производств.
Среди этих крепежей наиболее востребованными выступает рым-гайка М10-М16. Они нашли свое применение во многих промышленных сферах – машиностроение, строительство и ремонтные работы. Мало того, их использование актуально даже для сельского хозяйства и быта.
Несмотря на скепсис в отношении несущих способностей элемента, его довольно часто используют в этом качестве, только надо правильно подбирать грузоподъемность. К слову, она не такая уж и маленькая, но есть ограничение относительно направления нагрузки, конечно, она не должна действовать на излом. Да и отверстие в гайке выходит прямо в кольцо, и если свободный конец болта или шпильки будут длиннее внутреннего диаметра, то вы рискуете упереться и не завершить фиксацию. В остальном рым-гайка (DIN 582) может легко заменить обычный крепежный элемент.
Все о рым-гайках
Для того чтобы была возможность затянуть винтовое соединение крепче, был увеличен рычаг воздействия. Сделать это получилось с помощью кольца, прикрепленного к традиционной гайке. Такая идея возникла впервые за рубежом, сейчас она распространена и в России, широко применяется во многих сферах – в быту, в промышленности, в машиностроении. В статье пойдет речь о рым-гайках.
Что это такое?
На территории России стандартов ГОСТ для рым-гайки нет, ее производят по DIN582. Это мировой стандарт.
Традиционная гайка представляет собой крепежную деталь с внутренней резьбовой нарезкой. Соединение создается в сочетании с винтовыми болтами или шпильками. Приставка «рым» переводится как «кольцо». То есть рым-гайка – это кольцо, соединенное с гайкой. Главная ее особенность – это резьба, расположенная под углом 90 градусов относительно ее кольца. Резьба может быть метрической или дюймовой.
Вот главные плюсы таких крепежей.
Необычная форма метиза позволяет завинтить рым-гайку очень сильно в отличие от обычной, где обязательно использование гаечного ключа.
Для каждой размерности есть и определенная грузоподъемность, которая будет уменьшена на 100 килограммов, если груз располагается под углом 45 градусов.
Из чего делают?
Согласно международному стандарту рым-гайки должны изготавливаться из прочных материалов:
Крепежи, которые производят из сталей стандартных марок, обязательно покрывают антикоррозийным покрытием. Это может быть способ горячей оцинковки, анодирование для алюминиевых метизов или воронение, также известное как чернение или оксидирование.
Какая работоспособность будет у крепежа, зависит от того, каким способом оно было изготовлено – это может быть литье/ковка или штамповка. Большей популярностью пользуется метод горячей штамповки: в пресс устанавливают форму, в которой уже находится заготовка. Под высоким давлением материал «сдавливается». Чтобы улучшить технические характеристики и повысить срок эксплуатации, деталь покрывают слоем цинка или олова. После того как гайка готова, ее очищают от грязи и окалин. Метод ковки не такой востребованный, так как является слишком дорогим и трудоемким.
Но метизы, изготовленные по данной технологии, отличаются повышенной прочностью.
Назначение
Предназначена рым-гайка для поднятия различных габаритных конструкций, удерживания предметов на весу, перемещения конструкций, для грузоперевозок или такелажных работ.
А также у данного метиза довольно широкая сфера применения. Они используются:
При эксплуатации крепеж накручивается на резьбовой стержень шпильки или винта, размер которого должен соответствовать размеру втулки гайки.
Если конец крепежа больше, можно подкладывать специальную прокладку или шайбу, толщина которой должна быть больше 1 миллиметра.
Классификация
Размеры гаек устанавливаются также по стандартам DIN582.
На боковой части кольца рым-гайки наносится маркировка, в которой указана информация о размерах, материале и заводе-изготовителе.
Размер резьбовой поверхности варьируется и может быть М6, М8, М10, М12, М16, М18, М20, М24, М26, М30, М36, от М42 до М48. А также выпускают метизы нестандартных размеров, например, М4, М5, М7, М22, М27, М33, М39, М39х2, М100. По DIN такие параметры не рекомендуется изготавливать, и приобрести их можно только на заказ. Самыми распространенными стали метизы с размерами М8-М16.
А также гайки классифицируются:
Дюймовая размерность впервые начала набирать популярность в Соединенных Штатах и Великобритании, в то же время в Европе и Азии распространенной была метрическая система. Соответственно, появилась проблема с совместимостью различного рода крепежей. В дальнейшем Великобритания приняла метрическое измерение, отказавшись от дюймового.
По внешнему виду отличить американскую систему измерения резьбы от метрической невозможно, так как угол профиля у них идентичен – 60 градусов. Различить возможно по маркировке: в метрической системе класс прочности обозначается цифрами, в дюймовой – линиями. Крепежи с разным типом резьбы никогда не будут взаимозаменяемыми, так как при свинчивании в конструкции образуется зазор или промежуток. Единственная трудность, возникающая во время монтажа рым-гайки – это правильное соединение двух элементов.
По виду головки рым-гайки она может быть трех модификаций:
По размеру диаметра кольца, либо по его толщине
Некоторые крепежи имеют поворотную петлю, которая будет поворачиваться в направлении нагрузки, и привариваемую петлю на шарикоподшипниках – здесь она будет вращаться во всех направлениях на 360 градусов. Изготавливаются они из нержавейки, в дальнейшем покрываются краской.
Важно! По международному стандарту для рым-гаек устанавливается не предельная, а разрушающая нагрузка, то есть, когда с деталью начинают происходить необратимые изменения. Это два разных определения, поэтому при выборе значение грузоподъемности уменьшается на 60%.
Выбирая рым-гайку, нужно учитывать область, в которой она будет эксплуатироваться, и как долго, какой вес будет у груза, какие правила безопасности предусмотрены.
Приобретать гайку желательно вместе с винтом или шпилькой, для того чтобы сверить размер и шаг резьбы – правильно подобранные крепежи сделают конструкцию или механизм надежным и долговечным. Прочность их также должна быть идентична, но допускается более высокая прочность гайки, но не наоборот. Если шпилька будет прочнее, во время закручивания, может произойти срыв резьбы рым-гайки. Стоит помнить о том, что повреждение стержня выявить легко, так как разрыв происходит резко, и его трудно не заметить. А с гайкой все наоборот – сорванную резьбу практически невозможно увидеть.
А также если в соединении была использована шайба или прокладка, нужно учитывать и ее твердость, так как профиль гайки по истечении некоторого количества времени начнет продавливать шайбу.
Данный крепеж имеет большую популярность и распространение во многих сферах, поэтому при выборе и эксплуатации нужно помнить о нескольких правилах:
О том, что такое рым-болт и рым-гайка, вы можете узнать из видео ниже.
Рым-гайка – очаровательное ушко для пользы делу
Разнообразие крепежных элементов на сегодняшний день невероятно велико. Среди них есть и не совсем обычные, например, весьма популярна в разных областях строительства и промышленности рым-гайка. ГОСТа для нее на просторах РФ не существует, но за качество отвечает международный стандарт DIN 582. Познакомимся же с ней.
Назначение и конструктивные особенности рым-гайки
Что такое гайка и какую роль она выполняет, знают все. Но далеко не каждый осведомлен в значении слова «рым», и каким образом его можно отнести к данному крепежному элементу. Итак, начнем с определений. Гайкой называется металлическое крепежное изделие с резьбой, которое навинчивается на болт, шпильку либо винт и таким способом образует надежное соединение. Рым в переводе с нидерландского означает кольцо. Оно может иметь различную форму, быть круглым, эллипсовидным и т. д. Собрав два этих определения, получим кольцо с шарнирным соединением, благодаря которому можно зафиксировать элемент в нужном месте. Более доступным языком — данный крепеж представляет собой монтажное кольцо в совокупности с гайкой.
В принципе, конструкция этого изделия не представляет собой ничего сверхсложного. В основании находится сквозное отверстие с метрической или же дюймовой резьбой. В него вкручивается крепежный элемент стержневого типа и благодаря такому сочетанию получается надежная фиксация. Самое главное, чтобы совпадали диаметр и резьба болта, шпильки или иного используемого крепления с аналогичными параметрами рым-гайки.
Расположение резьбы под прямым углом относительно плоскости кольца является особенностью этих крепежей. Так появляется возможность закручивать ее и с помощью самодельного рычага, например, вставив в рым металлический прут. Кроме того, благодаря сквозному цилиндрическому отверстию с резьбой можно использовать для крепления и закладные болты. Простые же конструкции, имеющие цилиндрический стержень, подобное осуществить не позволяют.
Также данная гайка идеально подходит по конструкции к рым-болту, однако ничего не мешает использовать ее и как стандартные колпачковые элементы. Их главным достоинством является наличие кольца, ведь оно позволяет надежно затягивать этот элемент, даже не используя гаечного ключа. К качеству предъявляются особые требования, так как очень часто рым-гайки используют для крепления элементов, на которые приходятся огромные нагрузки, поэтому нужно быть уверенными в их надёжности. Поэтому производство такого крепежа определяется мировой системой стандартов. Также особое внимание уделяется и материалу, но об этом чуточку ниже.
Из чего делают рым-гайки?
Как уже было сказано, такое изделие может выдерживать огромные нагрузки, поэтому материал, из которого изготавливается гайка типа рым должен быть только самого высокого качества и обладать отличными прочностными характеристиками, износостойкостью и т. д. Данным требованиям полностью соответствует углеродистая аустенитная сталь, которая остается сравнительно прочной даже при воздействии довольно высоких температур, отлично воспринимает динамические нагрузки и очень тверда, при этом стоит совсем недорого.
Еще рым-гайки изготавливают из высоколегированных нержавеющих сталей. Данный сплав содержит более десяти процентов легирующих элементов, благодаря которым значительно улучшаются его характеристики. Поэтому изделие будет прочным, твердым, обладать коррозионной и деформационной стойкостью. Если же сравнить этот вид стали с углеродистой, то последняя более пластична. Еще к ее неоспоримым достоинствам можно отнести тепловую закаленность, немагнитность, упругость, отличную стойкость к истиранию. После специальной обработки этот материал пригоден даже для использования в фосфорной, азотной и других кислотах. К недостаткам можно отнести только лишь хрупкость.
Но если необходимо улучшить свойства готового изделия, то его поверхность покрывается слоем цинка. В основном пользуются двумя методами. В первом случае занимаются гальваническим нанесением, в этом случае речь идет об электрохимическом воздействии. Защитный слой получается равномерным и надежным. Второй же способ цинкования, который применяют для защиты рым-гаек — термодиффузионный. Заключается он в следующем: происходит нагрев до температуры более 2600°С, после чего атомы цинка переходят в паровую фазу и проникают в поверхность металла. Благодаря такому покрытию значительно увеличивается срок эксплуатации изделия и повышается коррозионная стойкость, поэтому с гайкой можно проводить работы, даже если уровень влажности среды превышает норму.
Рым-гайка – классификация и применение
Данный крепежный элемент имеет свою маркировку в зависимости от размера резьбы. И несмотря на то, что их довольно много (от М6 до М48), наиболее востребованными являются изделия М10, М12, М16, М20. Рым-гайка с такими параметрами имеет средний размер, подходящий для большинства механизмов и соединений вокруг нас. Также учитывается материал, из которого она сделана. В зависимости от этих параметров определяется ее грузоподъемность и прочность.
Основными параметрами рым-гаек являются еще внешний и внутренний диаметры кольца, его высота, а также высота самой гайки, ее диаметр и шаг резьбы. Найти маркировку изделия в зависимости от всех этих величин можно либо в специальной литературе, либо в интернете. Еще следует уточнить в том же источнике и допустимые нагрузки при прямом и диагональном выравнивании для этого крепежа.
Что же насчет стандартов, то рым-гайки изготавливаются в соответствии с мировым стандартом DIN 582.
Все мы знаем, что такое ГОСТ, однако далеко не всем известно, как расшифровывается DIN. Это немецкий институт стандартизации, занимающийся разработками нормативно-технической документации. Несколько лет назад был заключен договор между ним и организациями, разрабатывающими стандарты в других странах, в том числе и России. Так что эта система стандартов имеет мировое значение.
Гайка типа рым нашла свое применение в самых различных областях, это и строительство, и сельское хозяйство, и машиностроение, и судостроение, найдете вы ее даже в быту. Ее часто используют на производстве, в портах при такелажных работах. Сочетая ее со специальным рым-болтом, появляется возможность поднять груз практически любого веса, а благодаря оригинальной конструкции она является незаменимым элементом для крепления канатов, цепей и тросов. С ее помощью можно захватить деталь, поднять ее и переместить на новое место. Кроме того, именно она принимает участие в сборке различных конструктивных элементов. А учитывая то, что ее с легкостью можно использовать и в качестве стандартной гайки, область применения становится невероятно широкой.
Стоит отметить и превосходную грузоподъемность рым-гаек, причем даже элементы с диаметром 20 мм могут поднять груз массой почти полторы тонны, а что уж говорить об изделиях, имеющих больший диаметр. Так, например, гайка М48 (диаметром 90 мм) может транспортировать целых 8,5 тонны. Обязательно учитывайте грузоподъемность крепежного элемента, чтобы не допустить аварийной ситуации. Такую гайку по праву можно назвать универсальной, нашедшей свое предназначение практически везде.