«Моя мечта» или «Как я доспехи делал»
Эта статья посвящена изготовлению средневекового шлема 14-15 ст. в домашних условиях.
Стоит начать с того, что я просто фанат Средневековья и всего, что с ним связано. Я пересмотрел множество фильмов, бывал на исторических реконструкциях, в музеях и т.п. И вот однажды в очередной раз пересматривая «Царство Небесное», мне в голову пришла мысль: «А почему бы не сделать себе полный рыцарский комплект лат?» Затем возник вопрос: «А как сделать красивые латы без листовой «нержавейки?» И тут руки опустились.
Решил я значит достать завалявшийся картон и сделать из него «макет». Это даже макетом сложно назвать.. сами посмотрите.
Затем я решил заклеить весь каркас бумагой. Здесь очень пригодилась моя алгебра.
Начало положено. Я получил прилив сил, чтобы серьёзно заняться шлемом.
Следующей стадией было обклеивание шлема многочисленными слоями бумаги. А4, нарезанный на маленькие прямоугольники, идеально подошел для этого.
Обклеивая шлем, я стал замечать, что он становится невероятно прочным! Уже на 5 слоях бумаги изделие выдерживало 5 (. ) кг груза на куполе.
Канту будущего шлема я придал невероятную прочность, обклеивая его двумя десятками слоев бумаги, от чего он стал словно фанерным (а возможно и крепче)
Возможно, вы заметили глубокие выбоины на куполе шлема. Этого не избежать ибо мокрая бумага сильно деформируется, а высыхая, её выровнять становится невозможно. И этому есть решение. Я попробовал замесить массу для папье-маше и затереть ею все неровности. Получилось даже лучше, чем я предполагал.
Такой же самой массой я обработал основание шлема. Это прибавило прочности изделию, а также улучшило внешний вид.
После всего этого я снова нанес 3 слоя бумаги на шлем (внутри тоже), объединив тем самым все элементы. Теперь он был похож на настоящий шлем, который носили гордые рыцари сотни лет назад.
Третья глава не спроста так называется.
Шлем вроде как готов.. всё отлично, но нужно что-то ещё, что-то такое, что придало бы шлему неповторимости и уникальности. И угадайте, что я решил сделать? Я стал шпаклевать его. НИКОГДА не повторяйте моей ошибки.
Когда штукатурка высохла, она стала трескаться. Куски отваливались вместе с бумагой, все разваливалось на глазах. Я потерял надежду, что у меня будет великолепное украшение на полке. Но, собрав волю в кулак, я решил попробовать снова. Отреставрировав все критичные места, я обклеил шлем специальной сеткой. Купить её можно в любом строительном магазине.
После обклейки моё творение стало выглядеть примерно так:
Штукатурку я решил больше не использовать. Её я заменил шпаклевальнной гладью. Она так и называется. Купить её можно в том самом строительном магазине за гроши.
Вооружившись резиновым шпателем, я приступил к работе. Шаг за шагом я покрывал поверхность шлема. 3 тонких слоя толщиной в пару миллиметров.
После полного высыхания я зашлифовал поверхность наждачной бумагой. Шлем преобразился!
Затем наносил клаптики бумаги в то место, где будет накладка. Слой за слоем. В итоге вышло 15 повторений. Этого вполне достаточно.
После высыхания я нарисовал маркером саму накладку. Выглядит неплохо:)
Далее снял пленку, а вместе с ней и накладку. Она легко отделилась и я принялся вырезать данную деталь.
На следующий день я «довёл до ума» накладку, обклеив её бумагой, что бы скрыть разметку маркером. После этого приклеил ее на шлем обувным клеем.
Вот и близятся завершающие этапы изготовления.
Не спрашивайте зачем, но я почему-то решил, что нужно покрыть шлем черной краской.
Я покрывал шлем 3 слоями краски. Кадый высыхает на протяжении 5-7 минут. Важно не подносить баллончик слишком близко ибо будут некрасивые подтёки, но вы и так это знаете.
В итоге у меня получилось ЭТО!
Изготовление доспехов.
На одном из московских заводов, трудятся десять мастеров. Шум стоит жуткий — здесь вручную куют доспехи. Сейчас такую амуницию заказывают участники турниров по историческому средневековому бою со всего мира: чаще всего из Америки и Италии. Спрос давно превысил предложение, и ждать свой заказ приходится от нескольких месяцев до полугода.
Реконструкция доспеха Западной Европы XIV века, изготовлено специально для исторических средневековых боев. © Фото предоставлено мастерской по изготовлению доспехов
Историческая реконструкция — широкое международное движение со своими корнями, историей и ответвлениями — как вековое дерево. В сообществе тысячи людей со всего мира, разных профессий, конфессий и возрастов. Объединяет их одно — им всем нужны доспехи.
Поэтому к мастерам обращаются из Англии, Германии, Австрии и других стран, чтобы заказать качественную экипировку для турниров.
— Мое увлечение фехтованием началось еще в 1993 году, тогда мы занимались в спортивном зале и вместо мечей использовали деревянные клюшки. Доспехи я сперва сделал для себя, потом для друзей. Профессионально занимаюсь этим с 2004 года, — Илья показывает мастерские. — Никакой литературы не было, экспериментировал. С появлением интернета увидел опыт зарубежных мастеров, которые изготавливали экипировку для боя еще в 1960-70-е годы.
На мастера такого профиля нигде не учат, слишком специфическая деятельность.
В Москве работают еще три небольших коллектива, которые могут выполнить подобный заказ, один мастер есть в Подмосковье.
Илья демонстрирует элемент доспеха. © РИА Новости / Сергей Мамонтов
— Иногда, конечно, странно осознавать, что какие-то твои знакомые работают в высокотехнологичных отраслях, а ты на заброшенном заводе стучишь по железу молотком, — Петр когда-то окончил мехмат МГУ, аспирантуру, а потом выбрал из всех возможных жизненных путей и вариантов этот — изготовление исторической амуниции. — Свои первые доспехи из жести я сделал в одиннадцать лет в гараже. Мне всегда было мало имитировать и играть, хотелось по-настоящему.
По-настоящему хотят многие, но подходят не все. Недавно Петр и Илья дали объявление, что ищут желающих работать с металлом. «Мы не ожидали, что так много людей хотят трудиться у нас и наконец уйти из офиса. Но мотивированных, дисциплинированных и рукастых очень мало».
Подмастерьев, решивших попробовать себя в такой работе, первым делом учат изготавливать фурнитуру. Как и много веков назад, все начинается с самого простого.
— В среднем, чтобы выйти на уровень крутого доспешного мастера нужно лет пять, это как окончить институт. Но только в том случае, если человек хочет развиваться в ремесле, постоянно учиться новому, — говорит Илья. — У каждого из нас есть своя специализация, однако опытные мастера могут друг друга заменить.
Есть и иностранцы, готовые приехать в Россию работать подмастерьями. Один из Австралии, второй из Канады.
Реконструкция немецкого готического доспеха второй половины XV века. © Фото предоставлено мастерской по изготовлению доспехов.
— Так сложилось, что у нас очень большой опыт. Почти все наши ребята сами участвуют в турнирах. Доспехи проверяются на практике. Это помогает корректировать какие-то недостатки и слабые места.
Каждая деталь делается индивидуально. Конечно, можно приобрести что-то с рук, есть даже специальные барахолки. Часто мастерам возвращают на ремонт элементы амуниции, изготовленные ими много лет назад.
Самая дешевая амуниция, пригодная для контактного боя, обойдется заказчику в 160 тысяч рублей. Самая дорогая — в полмиллиона. Поэтому к техническому заданию и снятию мерок относятся особенно серьезно.
В одном из помещений под потолком висят «ноги» заказчиков — муляжи всех возможных длин и размеров. По правилам, если заказчик не может прийти в мастерскую лично, ему высылается схема для обмеров.
Обычно экипировку ждут около трех месяцев, но бывают и срочные заказы — тогда от чертежа до готового изделия может пройти только неделя.
Технологии изготовления защиты со Средних веков изменились, но не принципиально.
Мастера используют листовой металл, горелку вместо горна и режут болгарками вместо шлифовальных кругов с водой и песком. Все остальное — вручную. Основной инструмент — молоток, их в мастерской больше сорока.
— Есть трудоемкие процессы, а есть сложные. Сделать цельнокованый шлем — процесс трудоемкий. Из металла вырезается круг, и из него пять-шесть часов выковывается купол шлема, — рассказывают мастера. — Изготовление механических конечностей — это сложно, но физически нетяжело.
На столе лежат заготовки для будущих доспехов, они поедут к девушке Кате из Америки. Полный комплект защиты для среднестатистического мужчины весит примерно 24 килограмма, женский точно такой же, но полегче.
— Есть чемпионат мира по историческому средневековому бою «Битва наций», он каждый год проходит в разных городах и странах. В этот раз был недалеко от Рима, в 2019-м состоится в Сербии, — говорит Илья. — Там собирается около 40 команд из 30 стран. Я считаю, что оценка качества нашей работы — это число участников чемпионата в доспехах из нашей мастерской. Во всех топовых командах обязательно есть кто-то в нашей защите. В команде из Сан-Франциско, например.
Спрос на доспехи очень высокий, часто приходят нетривиальные заказы и заказчики.
— У нас был покупатель, который готовился к концу света. Приобрел участок земли на Алтае, завез запасы и заказал у нас титановую амуницию, — вспоминают мастера.
Они делали доспехи для фильмов «1612», «Царь», «Орда». Но больше заниматься этими заказами желания нет: «Много времени тратится впустую, а объем работы очень большой».
Для одного швейцарского музея мастера изготавливали амуницию, опираясь только на изображение на картине. «Я сделал графическую реконструкцию — в живописи много условностей, поэтому пришлось прорабатывать все детально, — рассказывает Илья. — Теперь сотрудники музея используют этот доспех для разных мероприятий».
Доспехи викингов своими руками — как сделать костюм рыцаря (броню, наплечник и шлем) из картона
Я сделала этот костюм рыцаря своими руками для защиты на турнирах по картонным битвам. Расскажу вам как сделать броню из картона.
В качестве справочника, и для определения правильного названий частей доспехов викингов, я использовала следующие источники:
Шаг 1: Кираса и задняя пластина
Имея опыт в изготовлении одежды, я решила, что обтяжка картоном тела не будет слишком сложной. Как выяснилось, между жестким картоном и более податливой тканью есть некоторые различия. Я разработала технику продавливания с помощью колпачка ручки линий на тыльной стороне картона, вдоль которых хотела сделать сгибы. Это позволило мне придать картону довольно точную форму.
Основываясь на измерениях моего тела, я нарисовала плоскую форму для передней и задней пластин (вместе они называются кирасой).
Для передней пластины нужно измерить:
Для спины я использовала эти измерения:
Я нарисовала переднюю часть на бюсте, чтобы свернуть из неё броневую пластину. Я поместила талию для каждой части на край уже существующего сгиба коробки. По привычке я также оставила дополнительно около 3 см картона по сторонам, и оказалось, что не зря (см. Шаг 6 о полях).
Вырежьте части каким-нибудь ножом. Вырежьте до конца только нижнюю часть вытачки. Для передней стороны сделайте прорезь только по верхнему слою картона. Затем снимите верхний слой и гофру, открывая внутреннюю поверхность гофролиста. Это будет похоже на маленький клапан. Чтобы сделать вытачки, согните картон так, чтобы края вытачек совпали, и закрепите их горячим клеем к внешней стороне передней пластины откидной створкой вниз.
Картон легче согнуть, если сначала вы вдавите колпачком ручки пазы по линиям сгиба. Жесткая линейка также очень пригодится в этом деле. Помимо области бюста, продавите и согните плечи и бока.
Шаг 2: Шлем, часть 1
Можно сделать действительно хороший картонный шлем, но я выбрала более быстрый и легкий путь. Я измерила диаметр своей головы в самой широкой её части (около уровня лба) и вырезала круг из картона, длина которого была на 3 см больше. Высоту я оценила, держа перед зеркалом линейку у головы.
Я вырезала шлем по краю существующего сгиба на коробке и добавила около 3 см. Я сделала много вертикальных сгибов, после чего смогла легко свернуть картон. Я нарезала маленькие буквы V за пределами существующей линии сгиба, чтобы они не мешали, когда я сгибала картон в круг.
Я нарисовала овал с длиной окружности, равной длине моей головы. Большинство голов имеют в некоторой степени овальную форму, и достаточно редко встречаются круглые головы.
Я обернула изогнутую полоску вокруг овала и отметила, где проходит перекрытие, а затем горячим клеем склеила ее в трубу. Я положила круг поверх трубы, на V-образные клапаны, и приклеила по одному клапану на каждом конце, чтобы удержать овал на месте. Затем я приклеила остальные клапаны. Я обнаружила, что было легче наносить клей на клапаны, а не на овал.
Как только овал был приклеен, я решила укрепить его вторым куском картона. Я просто обвела контур, вырезала другой кусок картона и приклеила его.
Шаг 3: Шлем, часть 2
Теперь у вас есть шлем, но вы не сможете видеть! Подумайте, где должно быть отверстие для лица, и проделайте там отверстие. Начните с малого отверстия и постепенно увеличивайте его.
Шаг 4: Наручи
Наручи охраняют предплечья. Я измерила свое запястье и предплечье по окружности и длине. Затем я нарисовала фигуру, похожую на тонкий конический разрез, соответствующий моим размерам. Однако на картоне с надписью CMS, я забыла оставить место для склеивания, поэтому мне пришлось начинать все сначала.
Обратите внимание на диагональные сгибы, которые я сделала колпачком ручки и металлической линейкой. Они позволили мне легко согнуть картон в конус, который хорошо лежал по моей руке, вместо прямой трубки, которая бы подходила плохо.
Если по сравнению с запястьями у вас большие руки, вы можете увеличить область запястья и, возможно, прикрепить наручи к паре перчаток. На самом деле, опробовав свои наручи, я настоятельно рекомендую вам использовать перчатки! По месту, где проходит край картона, мои запястья довольно сильно раздражаются.
Шаг 5: Наплечники
Наплечники — это части доспехов, которые защищают плечи. Я никогда не видела доспехов с поднятыми руками, но кажется логичным, что вы захотите сохранить этот диапазон движения. Поэтому я решила сделать наплечники более плоскими, чем на моем шаблоне, и просто прикрепила их к краю плеча, позволив им откидываться, когда я поднимаю руки.
Это была самая сложная форма, которую я когда-либо пробовала сделать. Чтобы проверить подгонку, я сначала сделала бумажную модель, и обнаружила, что пара почти симметричных заостренных овальных фигур хорошо подходить, если добавить на спину вытачку. На самом деле просто посмотрите на фотографии. Чтобы прикрепить одну часть к другой, я снова использовала технику V-образных надрезов. И я сделал вытачку так же, как у нагрудника — срезав половину слоев картона.
Чтобы прикрепить передние и задние части, потребовалось достаточное количество силы, чтобы удерживать их в нужной форме. Я склеивала клапаны по одному и давала клею полностью остыть, прежде чем перейти к следующему. Это заняло некоторое время, но я был вознаграждена действительно прочной конструкцией – наплечники приняли много ударов и, выйдя из битвы, смотрелись так же свежо, как когда они были сделаны!
Шаг 6: Юбка
Я не уверена, действительно ли это юбка, или просто часть кирасы… В общем, это части брони, которые находятся под нагрудником и задней пластиной для защиты бедер.
Здесь я снова была должна прикрепить изогнутый кусок к прямому. Форма юбки я сначала разработала на бумаге, помня, что для того, чтобы она выглядела правильно, она должна была иметь небольшую кривизну. Чтобы сделать склеивающие клапаны, после вырезания частей юбки я также нарезала V-образные части на нижней полосе передней и задней пластин.
Я клеила один клапан за раз, начиная с центра. Возможно, вам придется приложить достаточное усилие, чтобы удержать нагрудник или заднюю пластину на месте, когда вы приклеиваете юбку, но изогнутые формы сильны, и как только клей остынет, конструкция будет довольно прочной.
Шаг 7: Финальная подгонка
На этом этапе вам понадобится надежный оруженосец. Скрепите лентой перед и зад кирасы, и посмотрите, хорошо ли ложатся плечи. Если это необходимо, согните их сильнее. Теперь подгоните доспехи под себя. Аккуратно приклейте плечи — вам может понадобиться залезть и вылезти из них пару раз, прежде чем они лягут по вашему телу. Попробуйте свести руки перед собой. Мне пришлось отрезать около 3 см с каждой стороны проймы, прежде чем я смогла сделать это достаточно комфортно, чтобы держать двумя руками меч из картонной трубы.
После того, как кираса ляжет по вашему телу, закрепите обе стороны и плечи с обеих сторон клейкой лентой. Если можете, подклейте их изнутри.
Затем попросите, чтобы оруженосец прикрепил наплечники к плечам, примерно в середине плечевого ремня. Помните, что вытачка идет сзади и ближе к шее. Используйте клейкую ленту сверху и снизу и закрепите наплечники полосками ленты по краям (т. е. просто наклейте туда много ленты).
Мне также пришлось вырезать изгибы в форме плеч по краям шлема, когда кираса торчала чуть выше моих плеч. А бандана, или балаклава, или просто головной убор, полезны для уборки волос, а также придают им хороший средневековый вид.
Шаг 8: Готово
Теперь идите вперед и поразите своих врагов!
Рассказываю как сделать какую-либо вещь с пошаговыми фото и видео инструкциями.