Макет «Стойбище саамских оленеводов». Мастер-класс
Ольга Курзова
Макет «Стойбище саамских оленеводов». Мастер-класс
Патриотическое воспитание ставит цель: формирование у дошкольников представлений об истории, природе и культуре родного края, воспитание любви к малой Родине. Малая Родина для нас Кольский полуостров.Наш край населяют разные народы: русские, украинцы, белорусы, татары, карелы и т. д. но коренное население саамы. Земля, где они проживают, раньше называлась – Лапландия. Коренных жителей называли лапландцами или лопарями. Современные саамы точно так же как и мы с вами имеют разные профессии, живут цивилизованно. Но основное занятие саамов осталось оленеводство, так же они занимаются охотой и рыболовством. Саамы-пастухи разводят домашних оленей, это называется оленеводством. Зимой саамы-пастухи вместе со своими семьями кочуют за оленьими стадами по северной тундре. Олени добывают питание, которое называется ягель, копытя снег.
Сам макет сделан из коробки, задняя стена картон. Картон оформлен цветной бумагой, акриловой краской – северное сияние в полярную ночь. Снег из синтепона. Макет можно представить и в летнее время года, заменив некоторые детали.
На макете представлено жилище саамов – чум. Чум временное жильё, которое быстро собирается и разбирается для переезда на другое место жительства. Жилище представляет собой несколько шестов крытых оленьими шкурами.
Я использовала круг из картона и шпажки для шашлыков. Замшу нарезала в виде оленьей шкуры и покрывала сверху. Чум украсила бросовым материалом.
Саамов сделала из пенопласта. Придала ему форму человечков, обрезав пенопласт ножом. Руки и ноги сделала из ватных палочек. Саамы носят зимой длинные одежды с капюшоном – малицу. Её я сшила из фетра. Для устойчивости фигурок сделала им снегоступы – короткие лыжи.
Фигурки оленей взяли готовые игрушки. Дети дополняли макет своими поделками из солёного теста: собаками, рыбами. Оленью упряжку сделали из пластилина. Рыболовная сеть из ажурного декоративного листочка. Озеро сделали двухстороннее, зимой во льду из тонкого поролона, летом – синяя бумага.
Мастер-класс для молодых педагогов «Организация сюжетно-ролевой игры «Ненецкое стойбище» как одна из форм работы по НРК» Цель: Познакомить молодых педагогов с организацией сюжетно-ролевой игры: «Ненецкое стойбище» с детьми дошкольного возраста и расширить знания.
Макет детского сада. Мастер-класс В нашем детском саду мы решили организовать краеведческую комнату, одним из экспонатов должен стать макет нашего детского сада. Для макета.
Макет «Пожарный щит» (мастер-класс) Макет «Пожарный щит» (мастер-класс) Правила пожарной безопасности нам настолько знакомы, что порой кажется, все их знают уже с пелёнок.
Мастер-класс. Ландшафтный макет: «Обитатели Севера!» — для детей старшего возраста. Дошкольники очень любят играть. И любимый вид деятельности – это сюжетная игра, именно в ней, наши дети, развивают максимально свои способности.
Мастер-класс «Макет курятника» Вместе с родителями для детей своей группы я создала мини-музей «Домашние птицы». И чтобы ребята лучше представили, как выглядит их жилище.
Мастер –класс «Макет ПДД в ДОУ». Мастер-класс «Макет ПДД в детском саду». Цель: Формировать основы безопасного движения и правилам поведения детей на проезжей части, а так.
Развивающее наглядно-дидактическое пособие-макет «Зима в лесу». Мастер-класс Каждому педагогу хорошо известно, что лучше запоминается то, что интересно. Как сделать, чтобы информация надолго осталась в памяти у.
Народное рукоделие Кольских саамов
Для дошкольников и учеников 1-11 классов
Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.
Консультация для родителей
Народное рукоделие не индивидуально. Оно является частью Вселенной, частью народа, с которым ты связан корнями, частью твоей семьи, твоей земли, к которой ты привязан. Связь эту можно проследить через узоры, искусно выполненные руками народных умельцев. Народ саами, сформировался в гармоничном единстве с суровой и ранимой природой Севера. Прародитель и современный человек занимают центральное место во Вселенной и в творчестве. Осознание единства, согласно высказыванию «человек – дитя природы», побуждает человека к росту мировосприятия, воспитывает личные качества человека.
Через творчество выражается дух народа, светится и растет его душа, передавая неоспоримую связь предков, сохраняя и приумножая культуру народа. Творчество неотделимо связано со всей историей народа, его обычаями и традициями, ежедневной хозяйственной деятельностью, фольклором.
Саами вынуждены были изготовлять сами дома, домашнюю утварь, средства передвижения, а также практичную и удобную одежду. Полукочевой быт определил самый необходимый круг вещей для пользования. На фоне долгой и темной полярной зимы люди нуждались в ярких радостных красках и узорах. В результате под влиянием света северного сияния и лучей мерцающего полуночного солнца саамские мастера рождали свое искусство.
На раннем этапе формирования творчества в украшениях использовали сушеные ягоды, рыбьи косточки, оленьи рога, ракушки, жемчуг, добытый в реках. Сохраняются и живут традиции, приемы мастерства и технологии, которые складывались в течение столетий.
От поколения к поколению мастера передают наиболее выразительные пропорции и формы предметов, их орнамент, цветовую гамму. На основе исторического опыта и требований времени народные художественные ремесла развиваются и изменяются. В результате одни изделия народного искусства отмирают, исчезают, появляются другие, формируются новые области мастерства. Меняется характер и ассортимент изделий, изготавливаемых мастерами.
Современным декоративно-прикладным изделиям саами свойственно яркое национальное своеобразие формы, орнаментации, колористического оформления, композиции. Изделия кольских саамов отличаются прочностью, легкостью, функциональностью, простотой, сбалансированностью, чистотой исполнения, правильностью форм, красивым внешним видом. Колорит изделий выдержан в традиционных, ярких, глубоких, интенсивных тонах. Используемые цвета: белый, красный, синий, голубой, желтый, зеленый. Применяется традиционный экологически чистый материал. Изделия отличаются изящной узорностью геометрического орнамента.
Саамы – коренное население Севера, проживающие на территории современных России, Норвегии, Финляндии и Швеции, имеющие общих древних предков. Традиционно саамов четырех стран объединяют друг с другом родственные связи, язык, быт, промыслы. Саамы имеют общий флаг, общий гимн.
Этот народ — дитя природы, долго сохранявший свои традиционный образ жизни, не создал огромной империи, не угнетал других народов, а жил своей жизнью, которая представляла собой постоянную борьбу с силами природы. Они занимаются оленеводством, рыболовством, охотой и ведут полукочевой, а последние десятилетия оседлый образ жизни.
Этот народ считает себя детьми солнца и ветра. Солнце для них значит очень много: солнце – это жизнь. Но когда-то саамы жили в темноте, не знали небесного тепла. Как к ним пришло солнце? Об этом расскажет саамская сказка (инсценировка сказки, танец птиц).
Ветер – стихия, которая помогала саамам выживать в тундре. Саамы умеют ориентироваться по ветру, призывать ветер на помощь в беде.
Саамы поклонялись животным: оленю, медведю, волку. Ребята поиграют в активные медвежьи игры: лучший рык медведя, лучшая медвежья походка, игра «Поймай меня медведь».
Устное народное творчество саамов богато и разнообразно. Чтобы узнать полнее культуру саамского народа, его жизнь и верования, мы будем знакомиться с пословицами, поговорками, загадками. А также прослушаем стихотворение на саамском языке.
Традиционное саамское ремесло
Археологические находки свидетельствуют, что народ саами населяет Арктику уже тысячи лет. И сегодня в основе саамского образа жизни лежат их богатое культурное наследие и давние традиции, что ничуть не мешает им, занимаясь оленеводством, пользоваться снегоходами вместо лыж.
Страна саамов, Лапландия — они называют ее Сапми — простирается по всему северному поясу Арктической части Скандинавии и российского Кольского полуострова. Признанные ООН коренным народом, саамы пользуются правом сохранять и развивать свои ремесла, язык, систему образования, оленеводческий промысел, свои традиции и идентичность. Перепись саамского населения не проводилась, но по существующим оценкам оно насчитывает около 70000 человек, разбросанных по территории четырех стран: около 20000 живут в Швеции, 40000 в Норвегии, 6000 в Финляндии и 2000 в России (Кольский полуостров).
Олени — это, конечно, неотъемлемая часть саамской культуры. Они дают пищу и сырье для бытовых нужд. Свои знания об оленях и оленеводстве саамы передают и посредством образовательных учреждений, и по традиции — из поколения в поколение. У саамов всегда было принято использовать всю оленью тушу без отходов: шкуры и рога шли на изготовление обуви и ножей, мясо — для приготовления горячей пищи и консервирования.
В изделиях саамских промыслов, duodji, используются природные материалы. Обычно они имеют мягкие округленные формы, приятны на ощупь и в то же время функциональны. Изделия покрываются изысканным орнаментом, что всегда было важным свидетельством мастерства ремесленника и средством сохранения семейных и национально специфических особенностей исполнения.
Duodji разделяется на две категории: жесткий и мягкий. Первый состоит из традиционных мужских ремёсел (в основном речь идет об изготовлении ножей и чашек из оленьих рогов с искусной резьбой). Традиционные женские «мягкие» ремёсла включают в себя изготовление предметов одежды, оловянных браслетов и других украшений, сумок, а также традиционных корзин, плетеных из березовых корней.
Многие саамы занимаются традиционными ремеслами в дополнение к основному заработку, но есть и такие, для которых это занятие является основным источником дохода. Подлинные саамские изделия снабжаются сертификатом качества, гарантирующим покупателю аутентичность приобретенного изделия и свидетельствующим о том, что его изготовитель является признанным мастером в своей отрасли.
Саамские ремесла обогатились новыми стилями и материалами, и сегодня в них используются самые разнообразные техники, — например, литье по металлу, различные формы видеоискусства, фотография. Чем более современна художественная форма, тем более близкой она оказывается для саамов молодого поколения.
«По мотивам саамских сказок». Творчество детей старшего дошкольного возраста (лепка, аппликация, рисование)
Светлана Миронова
«По мотивам саамских сказок». Творчество детей старшего дошкольного возраста (лепка, аппликация, рисование)
Добрый день,уважаемые коллеги и гости моей странички!Сегодня я хочу вам рассказать о том,как мы знакомились с устным народным творчеством народа саами,который с древних времён проживает в северных районах Финляндии,Норвегии и России,то есть,у нас на Кольском полуострове. Ещё народ саами называют лопарями. В переводе на русский язык это значит жители края (окраины) земли или олений народ. Саами очень ценят в людях доброту,находчивость,смелость и трудолюбие. Именно поэтому в сказках и легендах этого немногочисленного народа заключаются мудрость и надежды на светлую и хорошую жизнь,вера в победу добра над злом.
Мы в своей группе разработали краткосрочный проект»По мотивам саамских сказок«,целью которого было
-ознакомление с устным народным творчеством саами (сказки,легенды,загадки);
-расширение кругозора детей о жизни, особенностях быта,культуре и традициях малого народа;
-воспитание интереса и бережного отношения к творчеству и культуре коренного народа севера;
-воспитание любви к своей малой родине,уважения к людям других национальностей.
Предлагаю вашему вниманию названия сказок,которые можно прочитать детям :
-Сказки северного сияния.
-Олешек Золотые рожки.
-Сказка о солнце.
-Дочь луны и сын солнца.
-Талла-медведь и великий колдун.
-Славный охотник Лаурикадж.
-Почему озеро назвали Гирвас.
-Как ягоды в тундре свой цвет получили. ит. д.
Но особенно детям понравились сказки «Девочка варежка» и «Сампо Лопарёнок. Именно этим сказкам мы посвятили свои работы. Всех приглашаю к просмотру результата нашего творчества.
С ветвистыми рогами,
И лёд пусть будет звонок
Под быстрыми ногами. (Топелиус Сакариса)
Благодарю за внимание! До новых встреч!
Экологическая сказка «Дедушкин огород» для детей старшего дошкольного возраста по мотивам сказки «Репка» Цель: Развитие творческих и коммуникативных способностей через театрализованную игру Ведущий: На пенечке дед сидит И с тоскою в огород.
Фотоотчет осеннего праздника по мотивам И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» для детей старшего дошкольного возраста Осенний праздник получился насыщенным и интересным не только для зрителей, но и для самих участников представления. Все роли кроме осени.
Коллективная лепка — важнейшее условие развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста В современном обществе стоит большая проблема в развитии у детей коммуникативных способностей. Ни для кого не секрет, что лучший друг для.
Литературная викторина «Путешествие в мир сказок» для детей старшего дошкольного возраста ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР СКАЗОК» с детьми старшего дошкольного возраста Добро пожаловать на сказочную викторину! Сегодня.
Викторина «Карусель сказок» для детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка сценария образовательного мероприятия по приобщению дошкольников к литературе Викторина «Карусель сказок» (Для детей.
Методика занятий для детей с 2 до 3 лет. Специальные занятия. Рисование, лепка и аппликация. Методика занятий для детей с 2 до 3 лет. Специальные занятия. Рисование, лепка и аппликация. Одним из видов специальных занятий является.
Рисование по мотивам русских народных сказок (подготовительная группа) Безусловно, все дети любят сказки. С самых ранних лет ребёнок знакомится в первую очередь с русскими народными сказками. Дети становятся.
Сценарий праздника к 8 Марта по мотивам сказки Андерсена «Дюймовочка» для детей старшего дошкольного возраста Действующие лица:Взрослые:Ведущая-Воспитатель, Женщина, Волшебница, Осень. Дети:Дюймовочка, Жаба, Мышка, Ласточка, 2 Бабочки, Цветы, Звездочки,.
Мастер-класс Вышивка Бисерные россыпи Кольского Севера Саамская вышивка бисером Бисер
БИСЕРНЫЕ РОССЫПИ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА
Саамская вышивка бисером
Первоначальные четыре бисеринки, образующие центр, после наслоений напоминают распустившийся цветок. Дальнейшее решение узора разнообразно: он может быть в виде ромба, треугольника, квадрата или овала.
Основные мотивы орнамента в бисерном шитье
Несмотря на лаконичность и простоту художественного обобщения, что объясняется суровой арктической природой, народные художники добивались необыкновенной выразительности образа.
Так, волнистая линия в бисерном орнаменте изображает холодное озеро или море, белоснежный треугольник с петлями на углах – парящую северную птицу или оленя, россыпь жёлтых точек – бутон распустившихся тундровых цветов.
треугольник с петлями на углах – оленя
Инструменты и материалы
Иглы: №0 (для набора бисера)
№3,4 для закрепления бисера
Нитки: в цвет ткани (красные или синие)
Бисер: непрозрачный, ровный, трех основных цветов
Ткань: шерстяная ткань, сукно красного, синего цветов; подкладочная ткань
Наперсток
Ножницы
Подготовка основы для вышивания
Вырезаем подкладочный материал и сукно по определенным размерам (рис.2).
Накладываем сукно на подкладочную ткань и примётываем по краям (рис.3).
На изнаночной стороне находим центр для вышивки узора. Проводим по линейке линии через центр- вертикальную и горизонтальную и соединяем противоположные углы линиями. При помощи стежков белыми нитками эти линии переносятся на лицевую сторону (рис.5)
Технологический процесс вышивки
Составленный узор начинают вышивать с центра по счету бисеринок. Например, чтобы вышить крестик, на рабочую нить нанизывает три желтых бисеринки и закрепляем другой иглой каждую бисеринку поперечным стежком от центра по вертикали. Точно также вышиваем по горизонтальной линии от центра (рис.4)
Круг –нанизываем бисер на основную нить и вокруг крестика раполагаем так, чтобы получился круг, иглу с ниткой протягиваем в обратном направлении через 2-3 бисеринки и затягиваем основную нить, затем закрепляем каждую бисернику по кругу (рис.6)
Петелька –набираем на основную ниьь 7-8 бисеринок, последняя бисеринка является переходящей для образования петли, затем набираем 7-9 бисеринок и основную нить иголкой продергиваем через переходящую бисеринку, далее повторяем набор из 7 бисеринок. Также делаем набор остальных трех петелек. Закрепляем узор так, чтобы середина петелек проходила по вертикальной и горизонтальной линии. В середине каждой петли закрепляем по одной более крупной бисеринке контрастного цвета (рис.7)
Вот, наконец, на сукне появился первый элемент вышивки. Но назвать ее саамской можно только тогда, когда в орнаменте воплощены мотивы в духе народных традиций саамов.
2. Пантелеева Л.Т., Лявданский Э.К. Храни огонь родного очага.–
Мурманск: МГПИ, 1993.
3. Мечкина Е.И., Мозолевская А.Е.Саамское рукоделие.-
Апатиты, 2003.—с.8-18, 22-27.
4. Косменко А.П. Традиционный орнамент финноязычных народов
северо-запада России.– Петрозаводск, 2002. –с.42-49.
6.Хомич А.В. Саамы. С-П. отделение изд-
ва «Просвещение». 1999.—с 29-37.
7.Материалы творческих проектов учащихся.
8. Экспонаты Мурманского краеведческого музея.
9. Фото экспонатов Мурманского областного центра художественных
ремесел.