Характеристики и расчет порядков бандпасса
Многие автомобилисты интересуются процессом выбора качественной акустической системы, при этом параллельно уточняют, как возможно сделать бандпасс своими руками. Чаще всего акустическую систему подключают по нескольким схемам, а именно, при помощи закрытого короба, фазоинвертора, бандпассов различных порядков.
При этом возможно уточнить, что вполне реально изготовить качественную акустику собственноручно по чертежам специалистов, в том числе, их можно изготовить не только 2 порядка, но и максимального 12 порядка.
Стоит отметить, что правильный расчет порядков собственноручно изготовленного бандпасса, а также, оснащение его сабвуфером позволяет существенно снизить шумность автотранспортного средства, а параллельно наслаждаться качественным и кристально чистым звуком.
Что такое порядки бандпасса?
Стоит уточнить, что бандпасс представляет собой громкоговоритель низкочастотного типа, который способен качественно воспроизвести даже максимально низкие басы. Как правило, такие гаджеты делятся на 2 порядок или же 12 порядок, они же способны воспроизводить такие басы, которые не попадают в частоты работающих в тандеме с ними акустических систем широкополосного характера.
Сабвуфер бандпасс
При этом порядки бандпасса представляет собой сигнал, неискаженный никакими фильтрами, при этом чертежи и расчеты профессионалов позволяют изготовить короб данной конструкции собственноручно.
Кстати, наличие в бандпассе акустической системы различного порядка качественного сабвуфера позволяет воспроизводить басы, которые не поддаются колонкам классическим.
В том случае, если порядки позволяют воспроизводить мелодии на низких частотах, то владелец автотранспортного средства может обойтись без установки сабов.
Низкие частоты, которые корректирует сабвуфер, идеально подходят для:
Для того, чтобы использовать его за пределами авто, следует приобрести несколько переходников и кабели разной длинны. При этом можно проконсультироваться с сотрудниками проверенной компании Прайд, а также, выбрать именно ее продукцию для качественного звука.
Характеристика бандпасс 4 порядка
Стоит сразу же уточнить, что бандпасс 4 порядка (Qts≈0,4) является самым эффективным среди подобных бандпассов. В том случае, если устройство заключает в себе 4 порядок, то оно способно применять сабвуфер, который имеет расширенную пропускную полосу. Однако даже в этом случае, согласно многочисленным чертежам можно понять, что отдача будет слегка ограниченной, поскольку сама полоса будет узкой и характеризоваться повышенным КПД, а вот колокол будет обладать низкими тонами.
Сабвуфер трёхкамерный БП-4
При этом бандпасс 4 порядка – это необычная штука, поскольку произвести точный расчет практически нереально без соответствующих профессиональных навыков. Кстати, изготовление собственноручно акустической системы, порядки которой ограничены четверкой, будет трудоемким и капризным.
Качественный короб позволяет спрятать в нем динамик, как можно глубже, поэтому нереально этот объект повредить и полностью отсутствует необходимость в установке фильтров.
Бандпасс 4 порядка
Преимущества и недостатки бандпасса 6 порядка
Фирменный бандпасс 6 порядка, заключенный в качественный и надежный короб, обладает рядом основных преимуществ:
При этом у бандпасса 6 порядка тоже существует несколько недостатков:
Как сделать бандпассы собственными руками
Вполне реально не тратить финансовые средства на то, чтобы приобрести качественный, надежный и фирменный сабвуфер бандпасс. При этом на просторах интернета реально отыскать качественные чертежи бандпассов, которые ни в чем не будут уступать самым дорогим гаджетам, которые выпускаются компанией Прайд.
Чертеж сабвуфера бандпасс 6-го порядка
При собственноручном изготовлении бандпасса стоит обратить внимание на качественные чертежи, которые уже были опробованы на практике настоящими профессионалами.
Стоит отметить, что вся конструкция бандпасса, изготовленного своими руками, зависит от того, какой именно был выбран громкоговоритель. Дело в том, что корпус надежен, однако, он довольно чувствителен, поскольку узость частотной полосы напрямую зависит от такого показателя, как Qts.
Конструкция корпуса бандпасса
Чем ниже будет данный показатель, тем шире будет частотная полоса, однако, иные характеристики будут невероятно нестабильными. Именно, поэтому все расчеты должны производиться как можно тщательнее и в идеале при помощи профессионалов.
При этом коэффициент деформирования громкоговорителя не сможет оказать какое-либо влияние на полную конструкцию бандпасса.
Subaru Legacy 2.0 twin turbo e-tune › Бортжурнал › Сабвуфер изобарический бандпасс 6 порядка на 2x 25ГДН-3-4
После ремонта заводской акустики решил поставить саб, но те что имеются в продаже большие и громкие, а мне не хотелось жертвовать багажником, плюс усилок покупать, да и громкости особой мне не надо, просто хочется добротных низов, так-что было решено изготовить саб самостоятельно максимально минимального размера))) для этих целей были приобретены небезызвестные советские дины 25гдн-3-4,
которые отличаются маленьким размером диффузора но зверски огромной магнитной системой. Кто-то их хвалит, кто-то не очень, но мне они всегда нравились своей безальтернативностью по размерам, по-моему на просторах нашей необъятной, ничего похожего нету, есть какие-то китайские аналоги неизвестной мощности или дорогие зарубежные фирменные варианты, короче все это не вписывается в концепцию дешево и сердито. Идея короба взята из сети,
где я вычитал, что изобарическое исполнение наиболее компактное и мощное.
Доверившись интернету приступаем к постройке. Из доступных в продаже материалов выбираем сантех трубу диаметром 200мм. Из размеров в чертеже есть только объем, одна камера 10 литров, вторая 3 литра, так что вспоминаем геометрию и высчитываем недостающие размеры. у меня получилось следующее: V=π r2(квадрат) h, высоту цилиндра получаем 41,4 см, то-есть около 30см на первую камеру и 10см на вторую. Идем в магаз, берем трубу 200×1000, меньше не бывает (как потом оказалось вторая половина трубы нам очень пригодилась) режем с запасом под деревянные крышки, 45см. Уже на этом этапе начинаю понимать, что-то не сходится, слишком маленькие объемы. Лезу в инет, читаю технические данные динамиков и выясняю, что каждому нужно минимум 8 литров. Ну да ладно, труба уже порезана, чертеж наверное делали не глупые люди, продолжаем строить.
Режем отверстия в дсп, сверлим, пилим итд.
исходя из чертежа берем трубу 50×250 для первого фазоинвертора и выясняем, что она в такой объем не поместится, так-как высота динамика 76мм, 76+250=326мм, а у нас всего 300мм на первую камеру, это еще без учета деревянных панелей. Ну делать нечего, продолжаем, режу трубу на 170 мм.
Второй фазик-труба 120×50. Опять не лезет по размерам, высота камеры 100мм а дин уже 76мм. Нашел какую-то банку пластмассовую диаметром 110мм, отрезал от нее около 30мм, и все собрал, посадил на герметик, где-то воспользовался термо клеем. Важный момент, динамики в изобарическом соединении подключаются в противофазе. в качестве усилителя берем микросхему 1557q 2×22вт.
Сабвуфер BaundPass 6 порядка
Предлагаю всем любителям хорошего, добротного баса конструкцию сабвуфера закрытого типа.
В наше время всем аудиофилам не хватает обычного стереозвука, хотят минимум систему 2.1. А для такой системы помимо левой и правой колонки нужна третья – сабвуфер.
По нормальному, конструирование сабвуфера надо начинать с выбора низкочастотного динамика (размер, мощность), затем имея параметры динамика и воспользовавшись одной из ряда известных программ по расчёту сабвуферов получить чертёж короба.
Низкочастотная головка, размером 8 дюймов у меня имелась. По конструкции было принято решение исполнения – BaundPass 6 порядка. В данном конструктивном исполнении наибольший КПД по низкочастотному звуку, плюс динамик полностью защищён от механических повреждений из вне.
Я рискнул, взял за основу чертёж короба от 10 дюймового динамика и пропорционально уменьшил его под свои 8 дюймов. Параллельно всё отрисовал в программе SPlan 7.0, со всеми размерами.
Материал для изготовления корпуса сабвуфера лучше использовать МДФ или ДСП, не менее 16-18мм. Мне повезло, у меня оказался старый, двух тумбовый письменный стол. Толщина материала – 17мм. Если кто будет повторять конструкцию, то в чертеже учтите вашу толщину материала.
Для изготовления мне понадобился инструмент:
– Электрический лобзик и пилочки к нему для чистого реза;
– Ручной электрический фрезер и набор фрез;
– Электродрель, шуруповёрт, свёрла по дереву;
– Напильники, шлифовальная бумага;
– Чертилка или маркер для дисков (тонкий);
– Струбцины широкие;
Материалы:
– Герметик;
– Клей для резины №88;
– Резина листовая, 2мм толщиной;
– Жидкие гвозди или аналогичный материал;
– Войлок или сходный по структуре материал, 15-20мм толщиной;
– Эпоксидный клей;
Крепёжные и установочные элементы:
– Шурупы по дереву, потайные;
– Метизы, для крепления динамика, клемной колодки;
– Клемная колодка, ПВХ трубы нужного диаметра (фазоинверторы);
Ну что ж проверяя наличие всего необходимого, я приступил к разметке частей корпуса и вырезки отверстия под клемную колодку.
В завершении скажу, что звучание мне очень понравилось, бас глубокий, чёткий и в тоже время мягкий.
Daewoo Nexia Желтоглазая › Бортжурнал › ЧВ, Бандпасс 4 или 6?
Короче попробовал я собрать все типы коробов.
Итоги:
БП 4 порядкасобран по программе для расчета коробов:
БП 6 порядка (сделал в коробе из под БП4 с небольшими переделками)
ЧВ (собран закрытыми глазами, просто для пробы, после переделаю, так же в том же коробе из под БП4)
ИТОГ:
Короб имеет огромное влияние на качество звука, это то, ради чего я заморочился со всеми коробами.
ЧВ получился самым громким, и полезным коробом.
Daewoo Nexia 2006, двигатель бензиновый 1.5 л., 85 л. с., передний привод, механическая коробка передач — автозвук
Машины в продаже
Daewoo Nexia, 2011
Daewoo Nexia, 2010
Daewoo Nexia, 2007
Daewoo Nexia, 2007
Комментарии 21
Ну не знаю как вы бандпассы пилите у меня был 35гдн (с S90) Я запили бандпасс 4го порядка по принципу как делаются в акустике 5.1 подключил к собраному усилителю TDA2030a (18 ватт 4 ома) включал музыку любую с 35 по 80 гц держал (так как динамик с 35 звучит) волну мягенько так по комнате басс расходился приятно слушать) А выкручивал на все эти 18 ватт так у меня стёкла даже слегка дребежали и в соседней комнате тоже) и так мягко приятно звучал) А что у вас там с бандпассами я не знаю) и вообще делай бандпассы на трубах) расчитай длинну и диаметр фазика если фазика нету купи кусок трубы пластиковой нужного диаметра обреж чтобы длинна подходила и всё) я в свой бандпасс вставил фазик с S90 у меня валялся))
Минус ЧВ вообще-то один, и это его размер.
Вот ЧВ, а у тебя чаво?))
Ни одного правильного оформления не увидел, где порт?
Что в твоем понимании порт? Труба?
Тут щелевой порт.
Но на счет оформления согласен. Хрень полная. Не играют они.
Расчеты надо делать в более профессиональных программах!
Что в твоем понимании порт? Труба?
Тут щелевой порт.
Но на счет оформления согласен. Хрень полная. Не играют они.
Расчеты надо делать в более профессиональных программах!
Ладно с портами разобрались))))) еле рассмотрел))))) ктож такой разрез рисунка делает?)))
Давно было. Первый опыт) Мы пилили как могли)
Вот и я второй свой саб сделал как у вас бп4, но пока устраивает.
Время будет, попробую сделать ему другой корпус чв
бп4 расчитать даже в проге почти не реально
Саб все равно в нем не заиграет(((((
Давайте по порядку:
1) БП4 требователен к расчетам, как к объемам камер так и к настройке порта, причем то, что насчитала программа и то, что у вас получилось может оказаться разными конструкциями. Требует подгонки.
Скоро опубликую статью об изготовлении БП4, посчитал, собрал, должен был порт быть настроен на 46 Гц, в итоге настройка уехала на 35 и саб все, не играет, порт щелевой, исправлять проблематично. Но благо саб экспериментальный, зашьем щелевой порт и будем ставить трубу, подгоняя частоту настройки на 46гц.
2) БП6 Тоже самое с расчетами, плюс нужен опыт проектирования (опытным путем пришел к выводу, что объемы камер соотносятся как 3:2), настройка портов должна разносится на октаву к примеру 30 и 60гц,
Подгонка сложнее, т.к обе камеры с портами.
3) ЧВ мало посчитать на бумаге по всем известной формуле, нужна проектировка в программе HornResp, посмотреть графики, посмотреть где вылазят паразитические пики, потом изготовить не отступая от заданной длинны порта, заглушить пики.
Самое главное, нужно подбирать конкретный динамик под конкретный тип корпуса.
Вот у меня бп4 собран, чего то ему не хватает, уже убрал перегородку на щелевой фазоинвертор, сейчас без неё.
Вот и думаю, как его до ума довести.
Давайте по порядку:
1) БП4 требователен к расчетам, как к объемам камер так и к настройке порта, причем то, что насчитала программа и то, что у вас получилось может оказаться разными конструкциями. Требует подгонки.
Скоро опубликую статью об изготовлении БП4, посчитал, собрал, должен был порт быть настроен на 46 Гц, в итоге настройка уехала на 35 и саб все, не играет, порт щелевой, исправлять проблематично. Но благо саб экспериментальный, зашьем щелевой порт и будем ставить трубу, подгоняя частоту настройки на 46гц.
2) БП6 Тоже самое с расчетами, плюс нужен опыт проектирования (опытным путем пришел к выводу, что объемы камер соотносятся как 3:2), настройка портов должна разносится на октаву к примеру 30 и 60гц,
Подгонка сложнее, т.к обе камеры с портами.
3) ЧВ мало посчитать на бумаге по всем известной формуле, нужна проектировка в программе HornResp, посмотреть графики, посмотреть где вылазят паразитические пики, потом изготовить не отступая от заданной длинны порта, заглушить пики.
Самое главное, нужно подбирать конкретный динамик под конкретный тип корпуса.
Саб Kicx pro300 или 302 решил выбрать — у знакомого стоит год уже и живучий — поэтому такой выбор. а алпайн SWR-4D сдох на второй день у него.
Или ЧВ и не парится?
Хочу посчитать в программе как-то она там САББуС 6- про.
Места в багажнике не охота тратить решил в нишу запаски закатать саб а исполнение ЗЯ точно не подходит. только исполнение такое чтоб морда дина не торчала. — если все таки придется делать ЧВ или фазик то есть решение но соскрипом как защитить дин и чтоб мешок картошки не заткнул его ине спалил — но это на крайняк.
По моим меркам — JBL GT5-1204BP — банпас 4-го нравился и можно сказать хватало. только он 30 Гц как-то неохотно играл. — если будет лучше него или также то это то что я хочу.
Дайте пож дельный совет — а то весь мозг уже вынес себе. — 6 месяцев уже ищю инфу и решение что все таки делать. тк. если соберусь делать то до конца — не охота блин кучу времени потратить на эксперименты и переделывание короба.
Сабвуфер своими руками для дома
Сабвуфер своими руками для дома — точнее будет сказать для домашнего кинотеатра. И хотя у меня не очень большой опыт в изготовлении таких конструкций, тем не менее я решил взяться за его сборку. Тем более, я уже давно планировал приобрести такую вещь, чтобы получать удовольствие от звуковой сцены во время просмотра фильмов.
Для начала я выяснил какая мощность меня наиболее устроит — решил что, учитывая площадь помещения, мне 100 Вт мощности вполне хватит. Затем начал искать подходящие чертежи и необходимый, подходящий мне по всем параметрам динамический излучатель низкой частоты. Тем временем, пока излучатель и фазоинвертор ехал ко мне через почтовые службы, я начал готовить все необходимые для изготовления саба материалы. Если все получится удачно, тогда возьмусь за построение автомобильного саба или буду делать выбор сабвуфера в машину уже готового.
Сабвуфер своими руками для дома — подробная инструкция
Сабвуфер своими руками для дома — начало сборки
В строительном магазине купил вот такую плиту, толщиной 30мм. Кстати, там же в магазине, за небольшую плату мне ее порезали по размерам. Имеющиеся у меня чертежи предполагали использование МДФ толщиной 19мм, то пришлось немного подкорректировать размеры, для сохранения оригинального внутреннего объема короба.
На этом этапе фиксируем конструкцию несколькими саморезами, для определения неточностей после распиливания, но прошло все нормально, заготовки соответствуют заданным размерам
Теперь нужно разметить точки под фрезеровку установочных мест для динамика и фазоинвертора
Фрезеровка
Подготавливаем фрезер ручного типа, а это фрезы, которые у меня имеются в наличии. Все операции производятся сугубо в домашней мастерской
Чтобы выполнить качественную по фрезеровке, как известно нужен циркуль, которого под рукой не оказалось, поэтому изготовил его самостоятельно из имеющихся в распоряжении материалов
В результате образовалась вот такая конструкция. Именно при помощи этого циркульного приспособления я смогу выполнять вырезание круга диаметром от 55 мм и более
Во время фрезерования, обязательно подключите пылесос
Вот, что получилось на данном этапе
Подгонка динамика
Как раз к этому моменту я получил динамик и фазоинвертор, сделал примерку
Фрезерные работы под установку терминала
После этого сделал фаску по всему периметру, чтобы не было острых углов
На этом шаге все боковины корпуса посадил на полиэфирную смолу, которая чем то похожа на эпоксидную, но высыхает за полчаса, а затем закрепил длинными саморезами.
Шпатлевание и грунтовка
После этого занялся шпатлеванием ящика, можно конечно было бы замазать только места, где выкручены саморезы, но подумал, что качественнее будет выглядеть, когда весь корпус будет обработан шпатлевкой. Поэтому, большим шпателем прошелся по всем боковинам, в итоге все плоскости стали идеальными. После высыхания, обработал наждачной бумагой, дополнительно прошел еще более мелким составом шпатлевки уже по пластику.
Когда все это хорошо высохло, опять зашкурил. После шлифовки слоя шпатлевки, чтобы выявить какие-то изъяны, можно применить проявочную пудру. Настает момент грунтовки с последующей сушкой не менее суток, затем снова шлифовка мелкой наждачной бумагой. После этого на корпус нанес слой металика и опять все высушил, когда высохло — покрыл автомобильным лаком. В конечном результате имеем такой вот шикарный корпус, хотя я делал сабвуфер своими руками для дома.
Вот еще пара ракурсов корпуса
Здесь совсем близко
Примерил динамик в отверстии, все идеально
Демпфирование корпуса
Этот этап заключается в обработке внутренней части ящика антирезонансным материалом, вот, таким как на снимке. В его основу входит фольга обработанная битумным компонентом
Для создания качественного акустического демпфирования, внутри ящика приклеил вот такие пласты — очень плотные
Здесь саб после демпфирования
Монтируем все комплектующие на корпус
Далее нужно было определится какие нужны шипы устанавливать. Однако с такими опорами передвигать сабвуфер не очень удобно, так как можно повредить напольное покрытие. Выход нашелся сам по себе — в мебельном салоне приобрел вот такую металлическую гарнитуру, скорее всего это ручки для чего-то
Смотрится довольно неплохо!
Вообще говоря, изготовление корпуса сабвуфера я практически закончил. Теперь настала время браться за установку усилителя мощности. Сначала я хотел сделать вариант саба активным, то есть скомпоновать все комплектующие внутри ящика, но потом мне эта затея не понравилась. Поэтому принял решение, что усилитель для него будет отдельным блоком
Сборка усилителя
Потому как я имею опыт в сборке усилителей, то решил собрать усик на TDA7294, с включением их по мостовой схеме. Но потом повнимательнее посмотрел характеристику этой микросхемы и почитав отзывы об усилителе собранном на таких чипах и обнаружил, что усилок рассчитан на работу только с восьмиомной нагрузкой
Тогда начал искать более подходящую схему на биполярных транзисторах — остановил свой выбор на усилителе «Ланзар» с выходной мощностью на нагрузке 4 Ом 200Вт, но можно выжать и больше. Принципиальная схема приведена ниже
Для тех, кто намерен повторить этот усилитель, вначале нужно подготовить печатную плату методом ЛУТ (лазерно-утюжная технология). Немного получилось не так как бы хотелось, но все изъяны можно поправить лаком
Устанавливаем все компоненты на плату, здесь нужно быть особенно внимательным, чтобы не сделать ошибки
Фазоинвертор
Учитывая, что сабвуфер работает на низких частотах, то в обязательном порядке нужно установить фильтр низких частот (ФНЧ). В случае наличия на звуковой карте выходного разъема для подключения сабвуфера, тогда ФНЧ можно и не устанавливать. Но я используя приведенную ниже схему фильтра, собрал ее на операционных усилителях. Данная схема предусматривает регулятор уровня громкости звука, регулятор среза, также есть возможность плавной регулировки фазы
Печатная плата ФНЧ
ФНЧ в собранном виде
Для корректной работы фильтра, ему требуется стабилизированное напряжение питания, поэтому собираем стабилизатор по приведенной ниже схеме
Стабилизатор напряжения в собранном виде
Тест усилителя
На этом этапе тестируем работу, на усилителе устанавливаем ток покоя выходного каскада. Ланзар прекрасно работает, хорошее звучание
Проверка ФНЧ показала, что все функционирует в нормальном режиме
Вначале я тестировал усилитель на имеющимся у меня слабеньком трансформаторе ТП-100 с напряжением вторичной обмотки 20v, но этого явно маловато для Ланзара. Поэтому пришлось искать источник питания по мощнее. У знакомого теле-мастера как раз оказался такой — ТС-180, от старого лампового телевизора. Мне оставалось только снять старую вторичную обмотку и намотать свою, из расчета на переменное напряжение 27v
Сделал все без каких либо проблем
Корпус усилителя
Теперь настала очередь изготовления корпуса для усилителя, шасси сделал из небольших алюминиевых уголков
прикинул как станет радиатор
Обшивать каркас будем фанерой, так как дефицитный алюминий я весь использовал на изготовление прежнего усилителя,
Торцы фанеры обрабатываем фрезой
Вид с тыльной стороны
Дальше все уже по знакомой технологии — шпатлевка, шлифовка наждачной бумагой, грунтовка, в общем все так, как и с основным коробом. И в конце корпус покрываем лаком
Здесь показан итоговый результат
Вид с другого ракурса
Смотрим как будет выглядеть со стороны этот комплекс — на мой взгляд, очень даже хорошо!
Монтаж деталей усилителя
Монтируем все в корпусе усилителя и надежно фиксируем
На фильтре низких частот немного подкорректировал регуляторы, то-есть увеличил расстояние между ними, а то было слишком близко относительно друг друга
На днище корпуса усилителя крепим опорные ножки из полиуретана
Упустил из виду пояснить, что в процессе монтажа, установил модуль защиты акустической системы, а индикаторные светодиоды разместил на фронтальной панели. Красный светодиод начинает светиться в случае появления в нагрузке постоянного напряжения, зеленый светодиод светится в течении трех секунд, это обусловлено системой плавного включения усилителя
Заключение
Подводя итог, можно констатировать, что мощности сабвуфера для домашнего кинотеатра вполне хватает, даже слишком! Отличные басы, чувствуется отчетливая напористость и упругость звучания. Абсолютно нет никакого хрипа, и прочих искажений даже близко.
Процесс изготовления сабвуфера своими руками