Как добавить сабвуфер к стереосистеме?
Сохранить и прочитать потом —
Сабвуфер создает звук в том диапазоне частот, который недоступен для полочных колонок. Казалось бы, его приобретение легко решит проблему с басом, но так ли все просто?
Совершенству, как известно, предела нет. Это верно и в отношении звучания Hi-Fi-системы. Для некоторых любителей звука процесс его улучшения становится самоценным, что, впрочем, стимулирует развитие технологий и разработку аппаратуры. Но бывают и простые жизненные ситуации. Допустим, у вас уже есть все, что нужно для воспроизведения музыкальных записей, в том числе и пара колонок, которые в целом вам нравятся.
Но со временем вы начинаете понимать, что звучание может быть еще лучше: достовернее и энергичнее, объемнее и весомей. И дело, скорее всего, в недостатке нижних частот, которые ваша акустика просто неспособна произвести – из-за своих габаритов, будь то полочная модель или даже компактные напольники. Можно, конечно, купить другие АС, более крупные и солидные, наделенные могучим басом, что потребует выделить им часть своего жизненного пространства и немало денег на действительно удовлетворяющую упомянутым требованиям модель. Есть и другой путь: приобретение сабвуфера. Он не такой прямой, как может представляться, и для достижения цели придется учесть наличие некоторых препятствий.
Весомые частоты
Эксперименты показали, что доступные для восприятия слуховой системой человека звуковые волны имеют частоты от 20 Гц до 20 кГц. Эти цифры ориентировочные, поскольку все люди разные, да и физиология одного и того же человека с возрастом меняется.
Этот диапазон принято подразделять на три основных части: низкие, средние и высокие частоты. Самые важные в плане передачи информации – вторая и нижний участок третьей; поэтому в телефонии используется полоса от 300 Гц до 3400 Гц. «Чистый синус» на 3 кГц – это писк, однако для слуха такие частоты очень важны, поскольку благодаря им обеспечивается разборчивость речи.
Основные тона голосов и многих инструментов лежат в диапазоне от 80 Гц до ориентировочно 500 Гц, поэтому полочные колонки, которые, как правило, способны создавать звук от 60-80 Гц и вплоть до 20 кГц – очень хорошие аппараты для воспроизведения музыки и пения, способные передать большинство деталей и нюансов.
Так что же дает этот совсем небольшой кусочек звукового спектра от 20 до 60 Гц? Ответ простой: реалистичность и достоверность музыкальной сцены, а также он обеспечивает полноценную передачу звучания некоторых особо басовитых инструментов, к примеру, рояля, у которого нижняя нота имеет основную частоту в 27 Гц; у контрабаса и барабана-бочки, к слову, это 40 Гц.
Современные записи к тому же хранят в себе информацию об акустике зала, в котором они выполнялись, благодаря зафиксированному в них звучанию и затуханию стоячих волн в нем. А если это насыщенный электронными эффектами студийный альбом, то и все низкочастотные задумки звукорежиссеров.
Ниже нижнего
Владельцы полочных колонок в какой-то момент могут осознать, что им в их звучании чего-то не хватает, и, скорее всего, это будут басы. На помощь может прийти специальная АС – сабвуфер – создающая звук в НЧ-диапазоне. Однако не стоит полагать, что он сразу же снимет все проблемы – это довольно сложное в установке устройство, да и правильно подобрать модель совсем не просто.
В Hi-Fi-сфере наиболее распространены активные сабвуферы, располагающие встроенным усилителем, что и неудивительно, ведь справиться с большим низкочастотным динамиком по силам не всякому компонентному аппарату. Мы дадим несколько рекомендаций по их подбору, установке, подключению и настройке.
Необходимый минимум
Количество предложений сабвуферов на Hi-Fi-рынке весьма велико, однако чтобы найти среди них именно тот, что подойдет для вашей системы и комнаты, где она установлена, надо учесть некоторые обстоятельства.
Чтобы пара колонок и саб – такой комплект называется трифоником – сложились в единое акустическое целое, следует тщательно согласовать их излучение. Поскольку у стереоусилителей, как правило, не предусмотрена функция кроссовера, то есть раздела сигнала на полосы по частоте, то он должен быть у сабвуфера. И он действительно имеется почти у всех моделей, не входящих в комплекты «в одной коробке» АС для домашнего кинотеатра или с саундбаром, а продающихся как самостоятельный компонент. Активные сабвуферы также располагают регулировкой громкости. У многих есть переключатель, позволяющий повернуть фазу сигнала на 180 градусов.
Требуется деликатность
Далее следует принять во внимание то, что к сабвуферу для домашнего кинотеатра и для трифоника предъявляются разные требования. В первом случае ему необходимо в нужный момент «наддать жару», чтобы усилить у зрителя впечатления от активных сцен на экране; во втором – деликатно взять на себя воспроизведение низкочастотной составляющей записи. Для этого у саба должна быть ровная АЧХ на том небольшом участке спектра, за который он отвечает, а не явно выраженный резонансный пик на какой-то частоте. А этого разработчикам не так просто добиться при условии необходимости уложиться в заданный ценовой сегмент. Поэтому «музыкальный» сабвуфер довольно легко подыскать среди дорогих моделей и непросто среди доступных. Кстати говоря, такой саб будет хорош и в системе ДК.
В качестве примера недорогой модели с дополнительными возможностями настройки звучания можно привести B&W ASW608 (2018). Обратим внимание на то, что тип акустического оформления у его динамика – закрытый корпус. Именно среди подобных моделей или тех, что снабжены пассивным радиатором, и стоит подыскивать сабвуфер для трифоника. Фазоинверторные варианты часто склонны к резонансному поведению на определенной частоте, хотя и создают более громкий звук – но это не жесткая зависимость.
Бас – на выход!
При выборе сабвуфера также следует принять во внимание, какие разъемы имеются у усилителя вашей системы. Если выхода с предусилителя у него не предусмотрено, то надо обязательно подыскивать модель, оснащенную высокоуровневыми входами – такие есть далеко не у всех. А вот линейные входы есть практически у каждого саба.
LFE-вход пригодится для подключения к AV-ресиверу или кинотеатральному процессору. На него подается специально записанный в саундтрек НЧ-сигнал, который эти аппараты выделяют в отдельный канал при декодировании.
Если ваши колонки работают в минималистичной системе с единственным электронным компонентом, например сетевым или стереоресивером, то вполне может оказаться, что у него предусмотрен выход на сабвуфер.
Имеет ли размер значение?
Сабвуферы оснащаются динамиками различных диаметров, как правило, 8, 10 и 12 дюймов; от этого зависят и габариты корпусов. Чем больше излучатель, тем более глубокий бас он обещает создать, однако разумно будет принять во внимание размеры комнаты, где ему предстоит работать. В маленькой крупный будет занимать много места, и это, пожалуй, единственное противопоказание для его приобретения, не считая цены. Большой динамик будет работать с меньшей нагрузкой, а, значит, и с меньшими искажениями, создавая достаточно громкий для такого помещения звук.
Сабвуфер невозможно прослушать в Hi-Fi-салоне – в отрыве от вашей стереосистемы и комнаты, так что полагаться стоит на обзоры в профильных изданиях, отзывы покупателей или советы опытных продавцов.
Искать – и не сдаваться
Итак, вы его купили и доставили домой. В «Руководстве пользователя» обязательно найдутся рекомендации по его подключению, а также по использованию всех элементов управления его работой, дополнительных к самым распространенным: громкости и частоте среза кроссовера. Теперь сабвуфер надо присоединить к усилителю и заняться настройкой и установкой.
По низкочастотному звуку, который создает сабвуфер, человеческий слух не способен локализовать его источник, что позволяет довольно произвольно выбирать место для его размещения. Однако комната может вносить коррективы в его звучание. Если саб поставить в угол, то его громкость повысится, а точно в центре влияние комнаты будет наименьшим. Стоит также принять во внимание конструкцию сабвуфера: в какую панель встроен динамик, есть ли порт фазоинвертора и куда он выходит, наличие и расположение пассивного радиатора, если он имеется.
Приближение к стене позади или сбоку будет приводить к повышению громкости звучания любого сабвуфера, а если порт его фазоинвертора выходит назад, то при установке вблизи стены возникнет дополнительное повышение уровня на частоте его настройки, что приведет к окраске баса. Впрочем, в меньшей степени такой эффект присущ любому фазоинверторному сабвуферу в случае пристенного расположения.
Есть и еще один немаловажный фактор: расстояние до розетки электропитания – хватит ли длины шнура.
Начните с положения примерно в плоскости расположения вашей стереопары, желательно на расстоянии трети данного измерения комнаты от стены, и готовьтесь к такелажным работам.
Включите музыку, лучше всего записанную в естественных условиях, а не синтезированную. А далее, задействовав регулировку громкости и возможно имеющиеся у вашего сабвуфера дополнительные настройки, к примеру, эквалайзер или DSP, потихоньку передвигая его по комнате, добейтесь максимально качественного звучания.
Вы должны стремиться к получению более масштабной, чем была, и желательно заполненной «воздухом» сцены, весомых ударов большого барабана с четко выраженной атакой, струнных текстур упругого и объемного голоса контрабаса и других аналогичных эффектов, демонстрирующих, что трифоник правильно согласован. При этом – очень важно – сам сабвуфер должен «раствориться» в звучании; его самого, собственно, не должно быть слышно. Если он распознается как источник, значит, что-то пошло не так, и поиски наилучшего звука следует продолжить, подыскивая оптимальное местоположение для него и используя весь арсенал имеющихся настроек.
Конечно, это идеал, который не всегда достижим, но к которому стоит продвигаться. Настраивайте так, чтобы было приятно слушать, и не опускайте руки, если сразу не получается такой звук, какой грезился. В конце концов, это ваша система, и ее звучание должно приносить удовольствие именно вам.
Месяц с трифоником: расстановка, моды, графики
Уже больше месяца прошло с тех пор, как в мой домашний стереосетап проник сабвуфер. Прослушано множество композиций, проведено много сравнений, и — да, мое мнение утвердилось: сабвуферу быть! Но на протяжении этого времени, по результатам прослушивания, все-таки произошло несколько изменений в настройке трифоника, о которых и пойдет рассказ в этой статье.
Подключение сабвуфера
Припоминаю ту бурю негодований по поводу способа, которым я подключил сабвуфер по высокому уровню — был задействован только один канал усилителя. Повторю: после тщательного сравнения (для себя ведь делается!) того варианта, когда к сабвуферу подключен один канал усилителя, с тем случаем, когда задействованы оба канала — разницу обнаружить не удалось.
Но через какое-то время мне попался трек из разряда «жуткая электронщина», где неимоверным способом прописана басовая партия. Слушая, как бас перескакивает из левого канала в правый и обратно, я заметил некий дисбаланс. Хотя его можно было и принять за «задумку звукорежиссера», было принято решение подключить второй канал усилителя к сабу и прослушать еще раз. Тогда бас стал более гармоничным и сбалансированным.
Вот таким образом один из тысяч прослушанных треков изменил подключение сабвуфера к усилителю. Опыт рано или поздно вносит свои коррективы в любые начинания.
С треками в избранных плейлистах никаких изменений не произошло — бас остался таким же собранным и полноценным.
Уровень громкости сабвуфера относительно АС
Обладая приличным запасом свободного времени, мне также удалось изучить особенности личного восприятия звука — и баса, в частности. Обнаружил следующую тенденцию (думаю, это достаточно распространенное явление): послушав какое-то время музыку с изрядным количеством баса в самой системе, при следующем понижении уровня баса получаешь впечатление, что теперь его недостаточно.
Напомню: изначально уровень гейна на сабвуфере был установлен примерно на «пол-первого» — то есть немного более половины от общего хода регулятора гейна. После нескольких подходов к прослушиванию — в основном, на начальном их этапе — я время от времени понижал уровень громкости саба, так как создавалось впечатление, что баса все-таки много.
В конце концов, таким способом было найдено положение регулятора гейна примерно на «половину одиннадцатого». Когда в течении нескольких дней я заметил, что желание уменьшить количество баса больше не возникает — решил сделать импровизированный замер АЧХ.
В своем восприятии звука я уверен, как никто другой. Но в нашем дружном коллективе встречаются товарищи, девиз которых «слух — ничто, графики — все!».
Кстати, по этому поводу есть еще одна теория: ведь наблюдение инженером радиоприборостроения графика АЧХ (или любого другого графика — зависит от личных предпочтений) — то же самое, что томный взгляд аудиофила на красивый новый кабель или иное устройство. И в первом, и во втором случае человек получает дополнительную визуальную информацию, которая так или иначе может в конечном итоге внести свои коррективы в восприятие звука.
И если аудиофилу не понравилось, как звучит его новая игрушка, то он просто продает/дарит ее и покупает новую. Но как быть в случае с инженером? Если график в деталях отразил техническое совершенство определенного устройства, но звук при этом, согласно личному восприятию, «ни в какие ворота»? Как поступают инженеры в этом случае?
Заканчивая это небольшое лирическое отступление, визуализирую все-таки график, который удалось добыть.
Можем наблюдать, что график, сделанный в точке прослушивания на розовом шуме, имеет довольно спокойный характер (пик на 10 кГц не в счет — он паразитный). Смею заявить, что на слух общее звучание системы воспринимается так же ровно. Но, конечно, специфика звучания трифоника при этом сохранена: бас воспринимается в том числе и тактильно. Подробнее об этом — в следующей части статьи.
Новое место для саба
Напомню читателям, что при выборе места для сабвуфера я руководствовался не единожды прописанными на просторах сети истинами: в составе трифоника и аналогичных систем сабвуфер лучше всего размещать примерно на линии АС.
В принципе, такое положение саба меня вполне устроило. Саб расположился почти по центру между стойками с полочниками, динамик сабвуфера смотрит на слушателя и на диван, где находится слушатель.
Но однажды, когда в насыщенном графике самоизоляции появилось окошко, было принято решение потратить это время с пользой как в части удовлетворения собственного любопытства, так и в плане поддержания физической формы. Так началось мини-путешествие двадцатикилограммового сабвуфера по КДП.
Сперва саб занял пустующий угол слева от дивана. Динамик саба смотрит в противоположный угол, левее стойки АС.
Подозревал, что сотрудничество угла комнаты и саба будет очень плодотворным. Подозрения были не напрасны — их кооперация тут же привела к образованию ООО «Резонансы», которое незамедлительно начало активную деятельность. После изменения регулировки фазы не было смысла экспериментировать с подстройкой громкости саба, так как бас даже на низком уровне громкости оставался очень гулким и раскатистым.
Следующим вероятным местом под саб был определен правый торец дивана — в нише между диваном и шкафом. Динамик саба при этом смотрит в направлении правой стойки с АС.
А вот с этого момента начались интересные наблюдения.
Бас играют только.
В точке прослушивания создалось впечатление, что бас играют только полочники. Все басовые партии и инструменты так расположились в воображаемой сцене, что независимый эксперт, который был приглашен на оценку результата из соседней комнаты, не смог определить, где разместился саб. Бас заполнил КДП, не только сохранив при этом упругость, но и весьма преуспев в тактильных ощущениях. Низкочастотные партии в ряде случаев стали ощущаться как «движение воздуха» в КДП.
Впервые такие ощущения я испытал на выставке, в одной из комнат для прослушивания, где располагался представитель российского High-End-сегмента. На тот момент эти ощущения меня весьма удивили: как, при таком незначительном уровне громкости, акустика может дать телесные ощущения от музыки, сохранив гармоничность и, на мой взгляд, достоверность звучания?
Теперь, полагаю, ответ на этот вопрос найден: видимо, представители компании уделили этому моменту время и нашли весьма удачное положение для своих АС в помещении. Эту теорию также подтверждает тот факт, что акустика этой фирмы имела расстановку, отличную от тех, что доводилось наблюдать в остальных комнатах для прослушивания.
Вернемся все же к зарубежному Hi-Fi.
После прослушивания нескольких треков с сабом в новом положении, ощущения, запомнившиеся на выставке, повторились — даже на малой громкости бас стал еще более осязаемым.
Но и без минусов не обошлось. Помимо незначительного резонанса на 53–55 Гц, который явно ощутим только на достаточно большой громкости, в копилку модов добавились 45 и 75 Гц.
Резонанс на 45 Гц удалось победить, просто отодвинув саб от стены на тот уровень, когда его фронтальная панель оказалась заподлицо с диваном.
А вот с надоедающим и быстро утомляющим давлением на 75 Гц пришлось повозиться. Из первых принятых мер — еще немного уменьшить уровень громкости саба относительно стереосистемы. Результат был положительным, но не полностью меня удовлетворил.
Следующим шагом была асимметрия: во-первых, под лицевую панель саба легла аудиофильская резная дощечка, а потом, по результатам прослушиваний, и вторая. Во-вторых, разворот саба под небольшим углом относительно противоположной стены. Все эти с виду небольшие ухищрения практически избавили от излишнего давления на 75 Гц и привели звучание системы в гармонию с моим слухом (и с относительно ровным графиком АЧХ тоже, если для кого-то это имеет значение).
Ну а что же с изначальным положением саба — по линии АС? Получается, оно было неправильным?
Думаю, что неправильным его назвать нельзя. Дело в том, что два различных положения саба дают слушателю абсолютно разные ощущения от звука. И какое из них будет «правильным» — каждый может решить сам.
В положении сабвуфера по линии АС в моей КДП его звук воспринимается, скорее, как работа низкочастотной секции АС: резкая атака, отчетливый панч и остальные прелести, которые слушатель получает, когда в его сетапе трудятся напольники с выдающимися показателями по НЧ. Минус такой установки — отчетливая локализация саба, поэтому какие-либо отклонения от линии АС, возможно, будут восприняты слушателем как искажение равномерности звукового полотна.
В новом положении саб работает в таком режиме, который принято считать нормой для сабвуферов — заполняет басом помещение и практически не выдает свое местоположение. При этом, гармонично вписывая свой бас в звучание системы, он все-таки несколько скрадывает панч и атаки.
Читатель поймет меня, если я приведу пример, хоть и достаточно грубый: отверните от себя ваши АС на 90° и постарайтесь оценить изменения в подаче низкочастотного диапазона, не обращая внимания на остальные характеристики звучания. Естественно, атака на НЧ уже будет восприниматься совсем иначе, нежели в привычном вам положении АС.
Итоги
Уже больше месяца прошло с тех пор, как в мой домашний стереосетап проник сабвуфер.
На момент написания статьи саб все-таки остался в положении «у дивана» — по той причине, что сейчас мне такой звук нравится больше. О решении включить в состав домашней системы сабвуфер сожалений не возникало, да и вряд ли, думаю, возникнут.
Несмотря на достаточно большой объем информации о трифониках и других подобных музыкальных системах, в состав которых входит сабвуфер, не все товарищи решаются на такой шаг. Думаю, что основная причина этому — сложность настройки такой системы, либо же опасения настроить ее «неправильно».
Опирайтесь на свой слух, господа. «Правильный» звук, по моему мнению — это тот звук, который доставляет вам удовольствие.
В конце концов, устоявшиеся догмы этого «правильного» звука должны лишь корректировать путь любителя качественного аудио, а не ставить его в жесткие рамки. С индивидуальным подходом — от случая к случаю. А случаи, как мы знаем, бывают очень разные.
Трифоник: за и против
Сабвуфер в стереофонической системе – зло или благо?
Насколько я в курсе эволюции домашних аудиосистем, серьезно о трифониках (акустических конфигурациях 2.1) в аудиофильских кругах заговорили ближе к концу 1990-х. Советский стандарт, S90-подобные шкафы, определил в начале тех же 1990-х массовый ввоз в Россию брендовых продуктов, но и после этого потребитель все-таки не был избалован прослушиванием качественных акустических систем в разнообразных сочетаниях.
Первые фирменные трифоники представляли собой небольшие сателлиты и активный сабвуфер — в то время никто и не думал об их согласовании на определенной частоте, об оптимальном размещении в пространстве, об экспериментах с открытием и закрытием фазоинвертора и т. п. Основной вопрос, который возникал в головах меломанов, тогда еще не мутировавших в аудиофилов, сводился к словам «зачем нужен трифоник?». Действительно, в те годы трифоник воспринимался не столько как альтернатива привычному двухканальному стерео, сколько как модная фишка или даже как дизайнерский вариант домашней аудиосистемы.
С тех пор мы много чего повидали, немало почитали, пописали (что могу сказать по крайней мере о себе) и поэкспериментировали, но вопрос по-прежнему остается отрытым — если и не категоричный «Что лучше?», то уж точно «Что лучше в определенных условиях?». Попробуем разобраться.
Начнем с небольшого теоретического отступления. Диапазоны многих музыкальных инструментов захватывают низкие частоты.
Вот некоторых из них:
Контрабас: от 41 до 260 Гц,
Труба: от 29 до 440 Гц,
Рояль: от 27 до 4200 Гц,
Бас-гитара: от 41 до 250 Гц,
Орган: от 16 Гц до 8 кГц.
Выходит, что способность акустической системы — любой, как стереофонической (2.0), так и трифоника (2.1), — качественно воспроизводить низкие частоты крайне важна для верного и полноценного восприятия музыки. В низкочастотном диапазоне (20—150 Гц) направление источника звука не улавливается (звучание здесь ненаправленное, т. е. уровень сигнала не зависит от направления излучения, притом что сохраняется зависимость от расстояния до источника). Передаваемая аудиосистемой музыка со значительным низкочастотным содержанием, как мы знаем, звучит более сочно и мясисто.
Известно, что в процессе инсталляции трифоника для получения бесшовного (без завалов и горбов) согласования с сателлитами, помимо регулировки частоты среза, уровня (громкости) и положения фазы, может возникнуть необходимость установить сабвуфер фактически в любом месте комнаты. А так как местонахождение источника звуковых волн низкой частоты не имеет особого значения для определения его положения на слух, то в случае с вынесенным источником (сабвуфером) можно не опасаться, что вы услышите контрабас или орган из того угла, где размещен басовый модуль, — то, в какой точке он стоит, на построение сцены не повлияет.
ЗА: Широкие возможности настройки
Настройка стереопары обычно не вызывает особых трудностей (мы не принимаем в расчет сложную и дорогостоящую акустическую обработку помещения). Можно поиграть с расположением колонок в комнате и закрытием порта фазоинвертора — разумеется, если мы имеем дело с соответствующим акустическим оформлением. В случае полочных (мини-мониторных) АС бывают полезными попытки поменять (либо утяжелить — заполнить сыпучим балластом) стойки, а в случае напольных — поэкспериментировать с основаниями для них, хотя последний метод, скорее всего, будет иметь эффект плацебо. Вот, пожалуй, и все. Когда же в аудиосистему интегрируется сабвуфер, возможности настройки существенно расширяются. Прежде всего этому способствует сам подбор низкочастотного модуля. Можно принимать в рассмотрение не только бренд производителя (с учетом его авторитетности, аудиофильского статуса, откликов в прессе и пр.) и тональные особенности аппарата (которые практически оцениваются только на слух), но также различные конструкции: с тем или иным акустическим оформлением (закрытый ящик, фазоинвертор, пассивный радиатор, полосовой резонатор и т. д.), с короткоходовым либо длинноходовым драйвером, с высокоуровневым входом или без него…
Остановившись на определенной модели, подключив ее (после приобретения и/или взяв на прослушивание) и подобрав частоту среза для согласования с АС, можно поискать оптимальный уровень громкости и угол фазы (который может регулироваться как плавно, так и дискретно), а также способ коммутации. Не обойтись без экспериментов и с размещением НЧ-машины в комнате. Некоторые аудиофилы с разным успехом пытаются определить для сабвуфера место и угол фазы таким образом, чтобы подавлялся специфический избыток баса в колонках, то есть найти положение, в котором бас сабвуфера будет работать в противофазе с излишним басом, как бы нейтрализуя его. Наличие эквалайзера у НЧ-аппарата повышает вероятность успешной настройки аудиосистемы.
Встречаются и более сложные настройки. Например, отдельные регулировки уровня сигнала для низкоуровневого и высокоуровневого входов, настройка сабвуфера при помощи компьютера через порт RS-232 (есть, например, у B&W DB1) и даже возможность обновления программного обеспечения (T+A TCD 610 W)…
Кроме того, допускаются разные варианты коммутации. Например, модель SVS SB12-NSD имеет линейный выход High Pass для подключения усилителя с фильтрацией НЧ-сигнала для передачи его на сабвуфер. Частотный диапазон срезается, скажем, ниже 80 Гц с затуханием 12 дБ на октаву, что позволяет разгрузить стереопару, которая подсоединяется непосредственно к усилителю, — это помогает добиться аккуратного частотного согласования.
Важно подчеркнуть: проблему НЧ-согласования АС с комнатой стоит решать всегда, независимо от того, что работает в системе, стереопара или трифоник, и только сабвуфер благодаря возможности его более свободного перемещения и наличию настроек позволяет при соблюдении ряда условий получить бас существенно более высокого качества. К тому же трифоник отвечает важной особенности идеологии Hi-Fi, которую можно определить как разделение полномочий: предусилитель и УМ, транспорт и ЦАП, средненизкочастотное акустическое звено и низкочастотное…
Облегченный апгрейд системы
В отличие от Hi-Fi, в мультимедиа трифоник — обычное явление. На фото — модель совсем уж экстравагантного, даже вычурного дизайна
Если вы относитесь к построению аудиосистемы как к выбору супруги, — совершаете покупку раз и навсегда, — то этот пункт для вас не важен. Но многие ли останавливаются на достигнутом — как в аудиосистемном, так и в житейском плане? Если в системе есть бас-машина, то апгрейд можно провести с наименьшими рисками. Камнем преткновения может стать (а может и не стать) различие в тональном балансе между басовой партией и новыми АС, пришедшими на смену старым. Во всяком случае, многообразие настроек повышает вероятность удачного апгрейда. Действительно, если вы приобрели более басовитые колонки, то будет несложно скорректировать настройку ФНЧ. То же самое можно сделать, если, заменив усилитель, вы почувствовали, что бас стал передаваться отчетливее. При смене АС на модель другой конструкции (с иным акустическим оформлением, количеством НЧ-излучателей, типом системы, расположением фазоинвертора и т. д.) будет легче нивелировать возникшие непредвиденные отрицательные явления, изменив угол фазы или положение сабвуфера в пространстве.
Некоторые сабвуферы даже именитых компаний не имеют регулировки частоты среза (SVS PB10-ISD, KEF T2), а у пассивных моделей (которых, впрочем, совсем немного) нет даже кроссовера. Поэтому, если вы собираетесь строить трифоник и не исключаете апгрейда аудиосистемы, разумнее отдать предпочтение аппарату с достаточным набором настроек.
Трифоник обходится дешевле стереопары
Если сравнить стоимость полочных колонок вместе с сабвуфером из одной серии одной марки со стоимостью напольного варианта акустики из той же серии, то чаще всего трифоник даст выигрыш в цене. Учитывая же, что можно подобрать различные комбинации из сабвуфера и АС, экономия будет гарантированной, причем совсем не в ущерб качеству. Надо иметь в виду, что в прейскурантах многих фирм присутствуют облегченные варианты напольных моделей АС, которые являются, в сущности, полочными колонками той же серии в напольном оформлении. И естественно, что такая напольная «фикция» нуждается в помощи сабвуфера.
Есть акустические системы, созданные как бы для кино, с нижней границей в 60 Гц, а то и выше, но при этом прекрасно воспроизводящие стереоматериал, разумеется, с басовой поддержкой. Речь не о том, что нужно взять бас-аппарат попроще и, следовательно, подешевле. Дело в другом. Часто стоимость сабвуферов зависит не только от их звуковых качеств (которые определяются в основном согласованностью работы усилителя и головки в определенном акустическом оформлении), но и от электроники, т. е. вариантов настройки. Подобные навороты пригодятся почти всегда, потому что практически не существует благополучных в низкочастотном отношении жилых комнат, а акустическая обработка в соответствующей спектральной области — штука очень сложная и дорогая.
ПРОТИВ: Сложность настройки
Пожалуй, самую большую сложность представляет настройка аудиосистемы. Действительно, принцип «включил и наслаждаюсь результатом» в данном случае не работает. Инсталляция сабвуфера требует немало времени для поиска оптимальной частоты согласования с сателлитами, настройки самого сабвуфера и определения наилучшего для него места в комнате. Как показывает практика, последнее — самое важное.
Приблизительно так выглядят интерфейсы программ для вычисления резонансных частот комнат
Иногда приходится прибегать к помощи акустического онлайн-калькулятора (в Интернете есть множество сайтов с подобными программами) и даже использовать звуковой процессор типа Audyssey для калибровки звучания системы с учетом особенностей конкретного помещения. Некоторые модели сабвуферов комплектуются фирменными системами автокалибровки, но они довольно дороги.
Как вам такой экземпляр для дома (Cabasse Saturn 55 — габариты 960 х 860 х 780 мм, 21-дюймовый вуфер за стальным забралом, мощность 1 кВт)? Какими же должны быть сателлиты ему под стать? Какими толстыми — стены и терпеливыми — соседи?
Нужно с пониманием относиться к необходимости возни с сабвуфером — результат стоит потраченных усилий. Ведь возимся же мы с подбором источников и компонентов в тандеме АС — усилитель, не говоря уж об акустических и межблочных кабелях и сетевых кондиционерах…
Подключение
Существуют разные способы подключения сабвуфера: сигнал подается непосредственно с источника с обрезанием низкочастотной составляющей сигнала бортовым кроссовером басового модуля, АС при этом подсоединяются прямо к сабвуферу… Но наиболее распространенных способов два: низкоуровневый (с использованием линейного входа) и высокоуровневый (усиленный сигнал поступает на акустические клеммы). Кстати, инженеры авторитетной компании REL, специализирующейся на выпуске превосходных сабвуферов, настаивают на использовании именно высокоуровневого подключения. Однако специальный выход для сабвуфера есть далеко не у всех стереофонических усилителей (про AV-ресиверы здесь говорить не будем). Большинство имеют две пары акустических клемм, и если занять одну из них сабвуфером, то пропадает возможность подключить колонки по схеме bi-amping.
Сложность встраивания в интерьер
Известно, что одной из важных составляющих серьезной аудиосистемы является помещение, где ей предстоит работать. А также и то, что зарезервировать место для стойки с электроникой и даже для колонок существенно проще, чем для сабвуфера — самого требовательного к расположению компонента тракта. Ну а если оптимальное в звуковом плане положение низкочастотного аппарата совпадет с дислокацией любимого супругой фикуса, подаренного ей мамой (тещей аудиофила), то… Со всем отсюда вытекающим. В общем, вы меня поняли.
Подведу некоторые итоги. Конечно, нельзя однозначно утверждать, что лучше, трифоник или стерео. В немалой степени ответ зависит от того, какую музыку вы слушаете. Если предпочтения отдаются в основном произведениям для струнных (и вообще камерному репертуару), то без сабвуфера вполне можно обойтись. Однако большинство из нас слушает музыку, в которой присутствуют самые разные инструменты, в том числе те, чьи диапазоны включают средний и даже глубокий бас. Анализируя доводы за и против трифоника, я не рассматривал убеждений (или предубеждений) наподобие «как ни крути, а стерео все равно лучше» или «сабвуфер нужен только для кино», так как ставил перед собой задачу оставаться на почве объективного анализа темы, вынесенной в заголовок.
В некоторых сабвуферах предусмотрена возможность настройки при помощи компьютера через порт RS-232